Книжная лавка

 Ирина Любавина
 2 ноября 2009
 2842

 

Подспудные связи между культурами
Ш. Пинес. Иудаизм, христианство, ислам: парадигмы взаимовлияния / Под ред. У. Гершовича и С. Рузера. М.: Мосты культуры, 2009

Вниманию русскоязычного читателя впервые предлагаются избранные исследования выдающегося израильского ученого Шломо (Соломона Меировича) Пинеса (1908–1990) — крупнейшего философа и религиоведа, историка средневековой еврейской и арабской философии.
Один из смысловых центров настоящего сборника представляют исследования в области еврейской религиозно-философской мысли (статьи 6–9). Вторым центром являются исследования, посвященные истории ранней иудеохристианской мысли и — косвенно — вопросу о возможном продолжении существования иудеохристианского движения вплоть до раннего Средневековья (статьи 3–5).
Кроме того, в сборнике затрагиваются темы взаимодействия греко-римских, эллинистических и палестинских еврейских, а также раннехристианских традиций (статьи 1 и 2) или определенные тенденции ранней мистики (статья 4). Два материала сборника, приводимые в сокращенном переводе, посвящены понятию «свобода» и производному от него понятию «освобождение» (статьи 2 и 10), — в отличие от остальных вошедших в сборник текстов они прежде уже публиковались на русском языке.
Такого рода тематический разброс может дать русскоязычному читателю некоторое представление об исследовательском наследии Шломо Пинеса.

Музыка и слово

Р. Розенберг. Мелодии одесской плеяды: Очерки. Одесса: Optimum, 2008

Очерки, составившие книгу профессора Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой Риммы Розенберг, посвящены истории культуры Одессы, формированию и развитию музыкальных традиций города. Каждый очерк посвящен одному из представителей одесской литературной школы: И. Бабелю, Э. Багрицкому, Ю. Олеше, В. Катаеву. Только последний очерк посвящен сразу двум писателям — И. Ильфу и Е. Петрову, что вполне понятно.
Прежде всего, Римма Розенберг рассказывает о роли музыкального искусства в жизни литераторов, об их музыкальных способностях и пристрастиях, о значительных музыкальных событиях и музыкантах, оставивших след в их памяти и творчестве. В предисловии к книге профессор Южноукраинского педагогического университета им. К.Д. Ушинского С.В. Шип отмечает фактическую точность, обоснованность, аргументированность и тактичность комментариев такого рода.
Второй ракурс, обнаруживаемый в каждом из очерков, состоит в характеристике «музыкальных персонажей» и тех музыкальных явлений (конкретных сочинений или музыки вообще), которые отображены в произведениях одесских поэтов и писателей. Автора книги привлекают также музыкальные произведения, созданные композиторами на тексты или сюжеты произведений литераторов-одесситов.
С.В. Шип отмечает умение Р.М. Розенберг обнаружить не всегда очевидные на первый взгляд музыкальные качества в стилистике художественных текстов: в мелодике и ритмике поэтической речи, в композиционном построении произведений, в драматургии повествования.

Из прошлого в будущее
Б. Харшав. Язык в революционное время. М.: Текст, 2008

Книга видного американского ученого Бенджамина Харшава состоит из двух отдельных очерков. В первом автор исследует природу того, что он называет «еврейской революцией нового времени», то есть радикальные перемены в жизни евреев за годы, прошедшие с конца XIX века. Эта революция, возникшая из внутренней реакции евреев на вызовы истории, привела к полной трансформации еврейского народа за период 1882–1982 гг. — период, заполненный драматическими событиями. Очевидные примеры: миграция евреев, Холокост, создание Государства Израиль. Автор не анализирует хорошо известную внешнюю историю, а стремится найти ответы на нее во внутренней культуре и сознании. Особое внимание он уделяет созданию нового ивритоязычного общества в Палестине — Эрец Исраэль в контексте этой революции.
Вторая часть представляет собой подробное исследование одного из аспектов этой революции: возрождения иврита и его распространения в качестве основного языка нового, ивритского общества. Автор показывает, что возрождение языка иврит стало возможно в результате чрезвычайно сложного взаимодействия совокупности исторических, социальных, идеологических, психологических и лингвистических факторов.

Ведущая рубрики 
Ирина ЛЮБАВИНА
Россия

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции