Расстрелы евреев на Украине
Недавно я побывала в музее Jewish Heritage (Battery Park, Манхэттен, Нью-Йорк). Посмотрела экспозицию «The Shooting of Jews in Ukraine. Holocaust by bullets» («Расстрелы евреев на Украине»). Я думаю, если эту экспозицию привезут в ваш город, вам тоже надо посмотреть. И детям показать. Чтобы знать, как нас, евреев, убивали. То есть я об этом читала, и в кино видела, но это ни на что ранее мною виденное не похоже.
Представьте себе двойную линию мониторов, примерно 19 дюймов по диагонали, укрепленных на высоте рабочего стола. Перед ними стоят лавки. На экранах нон-стоп идут видеозаписи украинских стариков и старух, дающих интервью. Почти все записи сделаны в поле или в лесу. Вы садитесь на лавку, берете висящую сбоку от экрана трубку, похожую на телефонную, и слушаете, как старики показывают и рассказывают о том, как шестьдесят с лишним лет назад на этом самом месте убивали евреев.
Простые совсем деревенские старики. Одни говорят «евреев», а другие — «жидов». Некоторые из них рассказывают, как копали огромные могилы для евреев, как забрасывали тела землей и как земля шевелилась несколько дней. Говорят, что их немцы заставили или полицаи. Может, и заставили, а может, и охотой пошли, кто теперь знает…
Одна старуха рассказывает, как молодая красивая еврейка вылезла из могилы вечером после расстрела. У нее ухо только прострелили. Вылезла и пошла в село, и встретила на дороге старосту. Так он ее отвел в дом, где полицаи гуляли после расстрела. И сколько-то эта еврейка там пробыла. А что с ней там делали, старуха не говорит. А потом полицаи отвели еврейку к общей могиле и застрелили. Еще одна старуха рассказывает, как евреев из их села гнали на расстрел, и шла в колонне молодая женщина с маленьким ребенком. И она посадила этого ребенка на обочину дороги, а сама пошла дальше с колонной. Уже почти вся колонна прошла, и какой-то полицай увидел ребенка и велел старой еврейке, которая шла в конце колонны, взять ребенка на руки и нести. Она взяла и понесла, но не так далеко. Ослабла и села на дорогу вместе с ребенком. Подошел полицай и застрелил их обоих.
Вы переходите к следующему экрану, берете трубку и слушаете, как старик рассказывает, как в его селе выгоняли евреев из домов и гнали на расстрел. Женщина-интервьюер спрашивает:
– Их расстреливали одетыми или заставляли раздеваться? — потому что во многих местах раздевали догола.
Старик изумляется:
– Да чего их было раздевать? Они же были в рванье одеты, в тряпки, у них же давно все отобрали. Нет, так, в чем были, и стреляли.
Другой старик, из другого села, вспоминает, как расстреливали евреев, а подойти посмотреть было нельзя, не пускали немцы. Так отец поставил их с братом на груженую подводу и сказал:
– Смотрите, дети, как евреев убивают, — и они с высоты все видели.
И так вы пересаживаетесь от экрана к экрану и слушаете, как все это было шестьдесят пять лет назад на «нэньке Украине», и смотрите на эти бесчисленные поля и луга, в которых лежат наши убиенные злодеями братья и сестры. Наконец встаете, отходите к стене. Там в витрине лежат белые холщовые мешки, а в них — ржавые металлические цилиндрики, разорванные с одного конца. Это гильзы от пуль, собранные на местах массовых расстрелов. Пули немецкие, на них маркировка сохранилась, дата изготовления. Там же немецкое оружие, ржавые лопаты, объявления немецкой комендатуры и украинской полиции.
Кто же создал эту экспозицию, собрал все представленные в ней свидетельства? Французский католический священник Патрик Дебуа и его фонд Yahad-In Unum (http://www.yahadinunum.org/ukraine.en.html). Во время Второй мировой войны его дед был в лагере для советских военнопленных в Раве-Русской. В 2000 году Дебуа, в процессе создания мемориала на месте лагеря, не смог найти никаких массовых захоронений. Потребовалось два года и участие местных властей, чтобы с помощью свидетелей найти могилы. В местечке Боровое, под Равой-Русской, нашлось около ста свидетелей массовых расстрелов.
Именно тогда Дебуа осознал, что он может найти еще сто массовых захоронений в сотне любых других деревень.
– Это не концентрационный лагерь, это континент, — сказал Дебуа. — Как же мы можем говорить и писать о Холокосте и оставлять жертвы непогребенными должным образом?!.
После этого при поддержке нескольких французских кардиналов и председателя Всемирного еврейского конгресса Израиля Сингера в 2004 году Патрик Дебуа основал фонд Yahad-In Unum, миссия которого заключается в развитии кооперации между католиками и евреями. В рамках этой миссии фонд находит и документирует места массовых расстрелов евреев на Украине. Как же они это делают? Они исследуют архивы, немецкие и советские, и находят документы, регистрирующие массовые расстрелы. Время и, главное, место. Немцы — аккуратный народ, у них все записано. Места, даты, сколько мужчин, сколько женщин и детей. В советских архивах сохранились протоколы допросов военных преступников, пособников немцев.
Потом представители фонда выезжают на место. Дебуа и команда экспертов, включая двух переводчиков, профессионального фотографа и оператора, специалиста по баллистике и местного водителя, который также выполняет функции телохранителя, едут в украинское село. Они находят и опрашивают местных стариков, записывая их показания цифровой видеокамерой.
Большинство свидетелей сейчас в возрасте 75 лет и старше. Они живут в тех же деревнях, где жили во время войны. Детьми они из любопытства следовали за колоннами евреев к местам массовых расстрелов, прятались за деревьями или в кустах и наблюдали. Подростки часто привлекались нацистами как вспомогательная рабсила — копать землю, закапывать могилы, собирать одежду расстрелянных.
Как работники фонда находят свидетелей? В западных областях Украины священники католических и униатских церквей обращаются к прихожанам после мессы с просьбой рассказать, что они видели. В восточных областях представители фонда действуют через школьных учителей или говорят с людьми в местном магазине, часто одном на всю деревню.
В некоторых деревнях люди охотно дают показания, просят поставить памятник на месте расстрела. Когда Дебуа недоумевает, почему они молчали об этом до сих пор, они говорят, что их никто не спрашивал. За все 65 лет никто не интересовался. Они совсем старые, боятся, что скоро умрут и никто не узнает, что они видели. Они не хотят уносить свою тайну в могилу.
В других деревнях не идут на контакт вообще, и их упрямое молчание говорит о том, что эта деревня принимала активное участие в уничтожении и грабеже односельчан-евреев. Тогда опрашиваются люди из соседних деревень.
Если два свидетеля указывают на одно и то же место, наступает очередь баллиста. Сначала с металлоискателем он находит в земле слои стреляных гильз, снимает дерн, определяет направление стрельбы. Затем начинают копать сразу в нескольких местах, как бы тестируют. И находят. После того, как могила найдена, ее раскрывают. Когда открывается верхний слой скелетов, дальше не копают. Не беспокоят мертвых. Могила фотографируется, рабай читает «Кадиш», тела закрывают белым полотном, затем могила засыпается землей и камуфлируется, с тем чтобы грабители могил ее не разрыли. Определяются и регистрируются GPS-координаты могилы. Фонд получил разрешение на проведение этих работ от Любавичского ребе Украины.
К настоящему времени Фонд Дебуа опросил и записал на видео показания около 700 свидетелей массовых расстрелов евреев на Украине.
Необходимо отметить, что одним из спонсоров экспозиции является Фонд Виктора Пинчука, украинского магната еврейского происхождения
Нина БОЛЬШАКОВА, США
Комментарии:
Гость
Гость
Гость Нина Большакова
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!