Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 4 октября 2009
 2858

 

Глава «Берейшит» — «Вначале»
Тема: дух соблазна и противоречия (ецер-га-ра)
В этой главе впервые появляется дух соблазна и противоречия (ецер-га-ра) в лице Древнего Змия (нахаш-кадмони), который соблазняет Адама и Хаву (Еву). Потом нам еще не раз придется с ним столкнуться. Поэтому так важно уметь распознать его заранее.

Бедность не порок
В еврейской традиции есть несколько слов для обозначения бедного человека. Одно из них, «эвьон», указывает на человека, который слишком многого хочет, поэтому он постоянно ощущает себя несчастным. Иногда наш внутренний дух противоречия и соблазна (ецер-га-ра) прикидывается таким бедняком. Но на самом деле между ними есть существенная разница. Тот нищий, который обивает пороги богатых домов, готов довольствоваться малым и благодарен за кусок хлеба и стакан воды. Дух соблазна — это совсем иное: что ему ни подай — ему все мало! Так его легко распознать.
 

Учитель из Дубно
Три истины
С чего начинается Тора

Не всегда сын идет по стопам своего великого отца и тем более деда. Внук великого рабби Акивы Игера, рабби Лейба Игер, увлекся хасидизмом (какой конфуз!) и отправился искать истину служения Всевышнему в Коцк, к одному из хасидских наставников, рабби Менахем-Менделу из Коцка. Впоследствии, кстати, его дед специально ездил в Коцк, чтобы самолично удостовериться, чем там занимается его талантливый внук. Когда он вернулся, его отец поинтересовался: «Ну, что ты такого узнал в Коцке?» — «Всего три вещи, — последовал ответ. — А именно: а) что человек — всего лишь человек, а ангел — всего лишь ангел; б) но если человек захочет, он сможет подняться выше ангела и в) что Всевышний сотворил только «начало» (берейшит), а все остальное он оставил нам».
 

Глава «Ноах» — «Ной»
Потоп имени Ноаха
В научном мире существует общепринятая практика, когда самым разрушительным ветрам и тайфунам дают человеческие имена. Вначале давали женские, потом, когда они иссякли, стали давать мужские. Но первый такой случай зафиксирован… еще в ТаНаХе.
Хотя Тора называет Ноаха «праведным и непорочным мужем», есть пятно и на его биографии. Когда Всевышний сообщил ему о грядущем потопе и каре, которая постигнет все живое, Ноах, в отличие от Авраама, не стал просить милости и сострадания к своим современникам. За это пророк Ишайя (Исаия) назвал потоп «водами Ноаха» — «мей ноах» («Ишайя», 54:9). Так самая масштабная катастрофа в истории человечества получила имя Ноаха — как своеобразное порицание за его безразличие к судьбам своего поколения.
 

Праведник в своем поколении
Вот житие Ноаха: Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих: пред Б-гом ходил Ноах («Берейшит», или «Бытие», 6:9).
В свое время Ноах (Ной) пытался увещевать людей своего поколения, честно предупреждая их о грядущем потопе. Для этого он строил свой ковчег в течение ста двадцати лет. Увы, его современники оказались безнадежно испорченными людьми. Поэтому, вместо того чтобы раскаяться и исправиться, они решили… разобраться с самим Ноахом! Тогда Всевышний окружил строящийся ковчег хищниками, и люди не посмели к нему приблизиться. Чем все это закончилось, хорошо известно. Но тот, кто пытается образумить ближнего и наставить его на путь истинный, должен быть готов в чем-то разделить судьбу древнего праведника. Но есть ситуации, когда сам Творец вступается за тебя.
А что может ответить раввин и уважаемый человек наглецу, чтобы при этом не уподобиться ему (не дай Б-г!)?
Однажды к рабби Шмуэлю Саланту, председателю Раввинского суда (дин-тора) явился грубый и наглый истец, уверенный в своей правоте. Однако рабби Шмуэль решил дело не в его пользу. Услышав такой приговор, истец разразился бранью, а заодно пообещал выбить все стекла в доме раввина. Услышав эти угрозы, раввин нахмурил брови, медленно поднялся с кресла и, глядя на обидчика, грозно спросил: «И что же, ты думаешь, я буду сидеть, сложа руки и смотреть?!»
Мгновенно присмирев, грубиян осторожно поинтересовался: «И что же уважаемый рав собирается в этом случае делать»? — «Как что? — спокойно ответил рабби Шмуэль и, выдержав паузу, закончил: — Немедленно вызову стекольщика!»
 

Глава «Лех Леха» — «Ступай себе»
Путь Авраама
И сказал Б-г Авраму: Уйди (лех леха) из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе («Берейшит», 12:1).
Это одно из ключевых мест в Торе, первое обращение Всевышнего непосредственно к нашему праотцу Аврааму, с которого начинается путь служения Авраама (здесь он еще назван своим прежним именем — Аврам). Выражение «лех леха» можно перевести как «иди к себе», т.е. стремись к своему духовному источнику. В этом заключен смысл существования человека в этом мире. И по этому пути каждый из нас должен продвигаться всю жизнь. Мы — потомки и ученики Авраама-авийну, а «поступки наших праотцев — указание их потомкам», т.е. нам с вами».
Рабби Аарон из Карлина
Время нашей радости
В этом году — 10 октября (в пятницу и в субботу вечером танцуют с Торой Хакафот, и в воскресенье днем справляют Хакафон)
Шмини-Ацерет — 10 октября, суббота
Симхат-Тора — 11 октября, воскресенье

Земное и небесное
Праздник Симхат-Тора, посвященный радости обладания Торой, мы отмечаем сразу по окончании праздника Суккот, который носит название «Время нашей радости». И все для того, чтобы поставить Тору во главу нашего веселья, главным источником радости и наслаждения.
Рабби Менахем-Мендл из Коцка

Двойное веселье
Название любимого всеми евреями праздника «Радость Торы» (симхат-тора) можно толковать по-разному. С одной стороны, это наша радость по поводу такого бесценного дара, как Тора. А с другой — «радость» самой Торы, кода еврейский народ веселится и танцует с ней. Поэтому есть много поводов для радости и веселья: и для народа Израиля, и для самой Торы.
Из бесед Ребе

Смех и слезы
Однажды группа литовских евреев посетила 3-го Любавичского Ребе, рабби Цемах-Цедека. Один из вопросов, который они ему задали, был связан с праздником Симхат-Тора. «Почему мы наблюдали, — удивлялись литваки, — как некоторые хасиды плачут в такой веселый праздник?!»
«Наверняка это были слезы радости, — ответил Цемах-Цедек. — Настоящий хасид никогда не плачет с горя или от обиды — только от горечи (мрирут), когда к нему приходит осознание собственных недостатков. Когда он ощущает рядом присутствие Б-жественного света и святость Торы и вместе с тем осознает свое несовершенство и ограниченность, — это ли не повод для расстройства? Но сама же Тора и выручает его в этот момент — он просто берет свиток и пускается с ним в пляс».
__________
* Три других растения — это побег пальмовой ветки (лулав), три миртовых ветки (гадас) и две веточки ивы (арава).
 

Праздник Суккот

1-й день Суккот — 3 октября, суббота
2-й день Суккот — 4 октября, воскресенье
Праздничные будни (хольамоэд) — с понедельника 5 октября по пятницу
9 октября
Завершающий день праздника Гашана-Раба — 9 октября, пятница
Праздник сбора урожая
Суккот в Торе называется «праздником сбора урожая» (хаг-га-асиф). Но речь идет не только об обычном урожае с поля. Как мы знаем, наш материальный мир есть отражение духовного мира и его реалий.
Вместе с тем еврей не только трудится в конце года и собирает урожай с поля. Одновременно он собирает духовный урожай: заповеди и добрые дела, которые он «приобрел» в течение всего года. И этого урожая должно хватить ему надолго.

Идеальный этрог
Одна из заповедей праздника Суккот связана с «четырьмя видами растений» (арбаат-га-миним)*. Причем самым ярким и красивым является особый плод цитрусового дерева — этрог. К нему Закон предъявляет наибольшие требования. Поэтому совершенный во всех отношениях этрог всегда считался большой редкостью и очень ценился, а достать его было большой удачей. Особой осторожности требовал маленький нарост (питом) на верхней части плода. Если его обломить, этрог считается непригодным для выполнения заповеди (пасуль). Причем часто для праведников и раввинов специально доставали «персональный» этрог.
Вот однажды такой этрог оказался в руках у праведного рабби Шломо из Бобова. Праведник тщательно изучил его, но не нашел в нем никакого изъяна. Все дивились на чудесный этрог. Но еще большее удивление вызвало поведение самого Ребе: в первый день праздника Суккот, когда все торопятся в шалаш (сукку), чтобы первый раз в году выполнить заповедь «четырех растений», рабби почему-то не пожелал воспользоваться подарком и произнес благословение на другой — «обычный» этрог.
Сказано, что Всевышний хранит праведных и с ними не случится ничего предосудительного. Какой-то молодой человек тайно проник в шалаш Ребе, чтобы полюбоваться на такой замечательный этрог, взял его трясущимися от страха и волнения руками и, конечно же, выронил. Тут-то и раскрылся «секрет» этрога — оказалось, что тот самый кончик был отломан и аккуратно прикреплен тонкой булавкой, так что внешне это было невозможно заметить. И вот теперь этот дефект раскрылся.
Внешнее и внутреннее
Все стали допытываться у рабби Шломо, как ему удалось «вычислить», что этрог с дефектом. Рабби Шломо не стал изображать из себя провидца и скромно заметил: «Я просто не мог поверить, что в нашем несовершенном мире может существовать такая совершенная вещь. И, как видите, оказался прав. Так что подождем до наступления мира Грядущего». И добавил: «Многие из тех, кто корчат из себя праведников и благочестивых, на самом деле прячут внутри такой вот скрытый «дефект» — тайные соблазны и пороки. Не случайно традиция ценит тех, у кого «внешность» (боро) — их благочестивые слова и поступки — в точности соответствует их «внутреннему» миру (тохо). Ведь на самом деле таких не так много, как кажется».

 

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции