Персонажи Шолом-Алейхема в литографиях Анатолия Каплана
К 150-й годовщине со дня рождения классика еврейской литературы Шолом-Алейхема в филиале Государственного литературного музея в Москве, в Трубниковском переулке галерея «Веллум» с 23 июня по 15 июля представляла выставку «Шолом-Алейхем в литографиях Анатолия Каплана».
Основу экспозиции составили литографии Каплана к знаменитым произведениям Шолом-Алейхема «Заколдованный портной», «Стемпеню», «Тевье-молочник», а также авторская графика — всего около 60 работ.
В произведениях Шолом-Алейхема с его героями, преисполненными нежности, достоинства, любви, страданий и веры, черпали вдохновение многие художники, воспевшие быт, традиции, самобытность характеров персонажей еврейских местечек в ситуациях нелепых и смешных, грустных и трагических. К ним можно отнести Марка Шагала, Эля Лисицкого, Натана Альтмана, художников «Культур-Лиги». Достойное место в этом ряду занимает Анатолий Львович Каплан (1902–1980), замечательный художник, вошедший в историю мирового искусства как один из самых значительных интерпретаторов произведений Шолом-Алейхема. Более 40 лет жизни он посвятил работе над иллюстрациями к произведениям любимого писателя.
Тема была для него совсем не нова, так как родом Каплан (настоящее имя Танхум Лейви) из небольшого белорусского местечка Рогачева Могилевской губернии. Он учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Петрограде — Ленинграде (1921–1927) у Г. Верейского и А. Рылова. Жил в Ленинграде, но часто приезжал в родные места в бывшей черте оседлости, где в большой степени сохранились следы традиционного еврейского быта и культуры. В 1937–1940 годах работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХ). В своих композициях в духе «тихого искусства» (своего рода лирического экспрессионизма) — преимущественно черно-белых и цветных литографиях — Каплан возобновил характерные мотивы «еврейского возрождения». Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав.
Среди его произведений — альбомы на темы Шолом-Алейхема («Касриловка», 1941; «Заколдованный портной», 1957; «Тевье-молочник», 1961; «Стемпеню», 1968) и цикл «Еврейские народные песни» (1963). В 1967–1969 годах Каплан занимался керамикой, создавал блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывал цветными глазурями сюжеты, варьирующие темы его графики («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). В керамике же была исполнена и последняя его работа — цикл по мотивам «Мертвых душ» Н. Гоголя.
Выставка, прошедшая этим летом в Трубниковском переулке, свидетельствует о том, что в работах одного из ярчайших русско-еврейских художников ХХ века Анатолия Каплана навсегда ушедшая и потерянная культура еврейского местечка обрела свое бессмертие.
По материалам, предоставленным пресс-службой галереи «Веллум»
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!