Дом, который построил Отар!
«…Беседовал с О. в его кабинете больше 3-х часов (Отар Джангишерашвили, тогда заслуженный деятель искусств СССР, главный режиссер Петрозаводского русского драмтеатра). Настораживает его жесткость. Перед репетицией он надел какую-то очень потертую кожаную куртку (уже потом выяснилось, что эта куртка «фартовая»), и мы пошли в зал на прогон его спектакля «Дни нашей жизни» Андреева. Сел в 3-м ряду партера, О. — в 6-м. Знаком он подозвал меня и попросил пересесть в следующий за ним ряд, пояснив, что располагаться впереди главного режиссера бестактно… Что бы это значило?!
Первый акт меня потряс. Такого давно не видел и в «столицах». В нем все было гармонично: изумительная сценография (художником спектакля был Саша Опарин, с которым Отар проработал впоследствии еще 30 лет, да и мне посчастливилось сделать с ним несколько спектаклей, в прошлом году он безвременно скончался), игра актеров, прекрасное пение «студентов» а капелла. И тут произошел следующий эпизод: занавес медленно закрылся, О. резко повернулся ко мне и спросил:
– Ну как?
Я немного растерялся, подумав, что искреннее выражение моих чувств может показаться беспардонной лестью, поэтому сдержанно ответил, что мне было интересно. И уже совсем неожиданно заметил: в финале первого акта по бульвару идет гулящая женщина, она подходит к скамье и садится, но впереди 2-й акт?! Не лишняя ли это точка?
О. резко от меня отвернулся и гортанным своим голосом вызвал помрежа:
– Люда, пригласи А.И. (актрису, игравшую гулящую).
И обратился к тут же появившейся А.И.:
– Вы идете по бульвару, медленно подходите к скамье, но не садитесь. А ты, (это уже Люде), даешь занавес…»
В Петрозаводске было холодно и пусто. Казалось, что солнце там вообще не бывает. Бессонная ночь должна была подсказать решение: оставаться или ехать обратно в Москву.
...С Отаром мы проработали почти год. Это была потрясающая школа. Наш театральный опыт был несоизмерим. Мне было что почерпнуть у сложившегося мастера с неуемной фантазией, восторгавшего меня импровизационным даром, редким чувством юмора. Я делал свои спектакли, но не упускал возможности бывать на его репетициях. Но и после репетиций мы практически не расставались. Мы жили исключительно театром.
28.04.78. Петрозаводск
«Вчера приехала из Прибалт. архитектор. Кто-то из актеров порекомендовал ее О. Мечтает работать в театре, хотя никакого театрального образования у нее нет. Привезла макет к сп-лю «Гамлет». Сегодня она его продемонстрировала дома у О. Он рассматривал его некоторое время, потом понес зачем-то на кухню, включил газ и опустил макет на огонь. Банюта (так звали эту женщину) потеряла дар речи. Когда огонь охватил весь макет, О. сбил его на пол и загасил пламя. «Теперь, — обратился он к Банюте, — посмотри, что-то в макете изменилось?» Она долго приходила в себя, но когда оправилась от шока, неожиданно всплеснула руками, как-то широко открыла глаза и каким-то неестественным звуком произнесла: “Он стал живой”».
Банюта оказалась очень талантливым и нужным театру человеком. Открывать талант — это одно из удивительных качеств Отара. У меня на глазах создавалась пьеса «Высшая мера», написанная Владимиром Арро, никогда пьесы не писавшим. Удача в Петрозаводске его вдохновила, и впоследствии его пьесы, эта и новые, не без успеха шли на сценах столичных театров.
Обстоятельства сложились так, что мне пришлось вернуться в Москву. Театральные наши дороги разошлись, но не жизненные.
После Петрозаводска, транзитом через крупнейший театр в Нижнем Новгороде, Отар 20 лет назад создал в Волгограде первый контрактный театр в России. Технически он оснащен на европейском уровне. Об этом с завистью говорят столичные режиссеры. Билеты на спектакли театра раскупаются за месяцы вперед. И все это происходит в театре, который именно 20 лет назад был закрыт как недееспособный.
Отар осуществил свою мечту! Он построил свой Театр! Театр, возникший в нем с детства, вместе с песнями матери, Александры Давыдовны, Театр, который передали ему его прекрасные учителя — Михаил Туманишвили и Додо Алексидзе, Театр, который он оплодотворил своей жизнью.
Александр ЕШАНОВ
режиссер театра «Эрмитаж»
Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!