Индийский цимес
Индия — страна во всех смыслах необычная. На ее просторах тысячелетиями жили люди разных национальностей, культур и религиозных взглядов. В Индию во все времена стремились в поисках откровения и смысла жизни политики, философы, ученые…
Какие же откровения на самом деле приносит искателям индийская земля? Для каждого они свои. Я проехала Индию от опасных северных границ штата Джамму и Кашмир до роскошных тропических берегов Кералы. Индия открыла для меня много нового, в том числе глубинные древние взаимосвязи еврейской и индийской цивилизаций. Мифология и реальность, как часто бывает здесь, смешиваются и переходят друг в друга, но остается главное — существование на протяжении долгих веков еврейской общины на индийской земле, взаимопроникновение и обогащение разных культур.
Еврейские общины появились в Индии с незапамятных времен. В первую очередь речь идет, конечно, о старейшей общине Бней-Исраэль. Сами члены общины, большинство из которых на сегодняшний день репатриировались в Израиль (преимущественно в кибуцы и мошавы), утверждают, что их предки-крестьяне спасались бегством из Галилеи от кровавых бесчинств сирийского правителя Антиоха Епифана во II веке до новой эры. По легенде, корабль с беглецами потерпел крушение неподалеку от индийских берегов, и они вынужденно обосновались неподалеку от Мумбаи (Бомбея), который позже стал одним из центров общинной еврейской жизни. Несмотря на то, что выжили в том давнем кораблекрушении только семь семей, это не помешало общине вскоре стать процветающей и довольно многочисленной — к середине прошлого века количество ее членов насчитывало 24 тысячи человек.
Представители Бней-Исраэль на протяжении столетий жили совершенно изолированно от других индийских еврейских общин, говорили на местном диалекте маратхи и при этом сохраняли еврейские ценности и соблюдали большинство религиозных обычаев, хотя и позаимствовали некоторые местные. Следуя традициям предков, они занимались изготовлением масла, торговлей, служили в англо-индийской армии. Представители этой общины имели невысокий социальный статус и принадлежали к достаточно низкой касте судра.
Удивительно, но факт: о существовании замкнуто живущей общины Бней-Исраэль стало известно сравнительно недавно — в XVIII веке. Тогда были установлены контакты с представителями других местных еврейских общин, например, с влиятельными багдадскими евреями (выходцами из арабских стран и Персии, которые расселились преимущественно в Бомбее, Калькутте, Пуне), что послужило развитию и процветанию общины, переезду ее членов в крупные города. Один из видных представителей общины, Э. Мозес, даже некоторое время занимал пост мэра Бомбея в тридцатых годах прошлого столетия. Из еврейской общины Бней-Исраэль вышли и другие видные политики, предприниматели, общественные деятели.
Массовая репатриация в 50-х годах прошлого столетия в Израиль представителей Бней-Исраэль вызвала острую галахическую дискуссию, связанную с тем, что индийские евреи из этой общины не соблюдали всех необходимых традиций. Тем не менее в 1964 году премьер-министр Израиля Л. Эшкол признал их полноправными евреями. Представители Бней-Исраэль уже несколько десятилетий живут и трудятся на земле Израиля.
В Мумбаи по-прежнему существует еврейская община, соблюдаются традиции, открыты синагоги. Есть особый колорит в том, что темнокожая еврейка стоит под хупой в великолепном белом сари. К сожалению, у евреев в последнее время обострились проблемы с мусульманским населением Индии. Многие слышали о кровавом теракте в Мумбаи в 2008 году, который унес жизни двух сотен человек, среди них — шести евреев из еврейского религиозно-образовательного центра. Траурные поминовения жертв теракта прошли во многих городах мира, в том числе и в России.
Еще одна необычная община Индии — малабарская. Ее центром стал портовый город Кочин, через который шла активная торговля с разными странами. На малабарском берегу, в Керале, евреи появились после разрушения храма в Иерусалиме, — так, по крайней мере, гласит легенда. Местные евреи говорили на языке малаялам, близком тамильскому.
Многие евреи прибыли сюда из Ирана, Йемена, соседних с ними арабских стран. Но подлинного расцвета община достигла в XVI веке, после того как в Кочине появились беженцы из Испании и Португалии. Примерно тогда же этот портовый город аккумулировал и евреев, проживавших разрозненными группами на малабарском побережье. Именно тогда возникли первые серьезные столкновения с торговцами-мусульманами. В Кочин переехали также евреи, бежавшие после разгрома португальцами города Шинкали. Кочинская община в средневековье считалась одной из самых богатых. Дело в том, что здесь евреи попали под покровительство местного раджи. Это обеспечило им довольно спокойную жизнь, разнообразные свободы и привилегии, возможность ведения активной торговой деятельности. На малабарском берегу строились синагоги. Евреи служили в армии раджи, но в субботу у них был выходной. Они были землевладельцами, торговцами, их социальный статус был высок: евреям, как представителям высших каст, даже разрешалось ездить на слонах!
Лояльное отношение раджи помогло евреям выжить и во время португальского владычества 1502–1663 годах, когда на малабарском берегу были разрушены несколько синагог и евреи были вынуждены спасаться от военных действий.
Сохранившаяся до наших дней местная синагога с разрешения раджи была построена в 1568 году и признана жемчужиной мировой еврейской архитектуры. Пол синагоги выложен мозаичной плиткой из Кантона, внутри установлены медные колонны. Войти в синагогу можно и сегодня. (Местная специфика: как в индийские храмы — только без обуви!)
В XVI–XVII веках община пополнилась за счет евреев, прибывающих их Восточной и Западной Европы. В этот период в ней сильны были мессианские настроения, в Кочине даже появился лжемессия. Численность общины к этому моменту составляла примерно две с половиной тысячи человек. Как и в других индийских еврейских общинах, в кочинской было выражено разделение евреев не только по признаку страны происхождения, но и по цвету кожи — на «черных», «белых» и «коричневых».
При голландском владычестве в 1663–1795 годах усилились контакты кочинской общины с амстердамскими евреями, возник активный культурный и коммерческий обмен. При англичанах с конца XVIII века начался постепенный упадок общины.
Абсолютное большинство кочинских евреев репатриировались в Израиль, причем все члены общины сделали это за свой счет. Тем не менее, бродя сегодня по улицам Кочина, то там, то здесь, можно увидеть еврейскую символику, прикоснуться к древним стенам еврейских построек.
Не менее своеобразная история связана с другой еврейской общиной Индии — Бней Менаше. Ее немногочисленные представители (около 200 человек) репатриировались в Израиль совсем недавно — в 2005 году. История этой репатриации такова: по преданию, представители этой общины являются потомками утерянного колена Менаше (старшего сына Иосифа). Когда-то эти племена кочевали по свету и осели в конце концов на границе Китая и Индии. Именно такое пророческое видение было у Челаха, старосты небольшой манипурской деревни, в которой сохранились обычаи, похожие на еврейские. На основании полученного откровения староста призвал односельчан объединиться вокруг веры отцов и начать путь в Израиль. Многие сельчане прониклись идеей возвращения к иудаизму, стали изучать еврейские традиции и культуру. И, наконец, получили возможность вернуться на Землю обетованную.
У Индии не только древние тесные связи с Израилем. Из-за неповторимой индийской экзотики многие молодые израильтяне после службы в армии приезжают пожить в Индию. Поражают воображение ресторанчики с меню на иврите в удивительной Дхарамсале, в предгорьях Гималаев. В городке Манали открыты гостиницы для израильтян, проводятся шумные еврейские вечеринки.
Когда-то на территории Индии было множество синагог, теперь их осталось только 18. Совет индийского еврейства был основан в 1978 году в Бомбее (Мумбаи). Сегодня активно действуют в Индии Сионистская ассоциация, Бней Брит, Еврейский клуб в предместье Мумбаи, где живет много еврейских семей, Бикур Холим и две женские организации. Уже много лет еврейская организация JOINT направляет своих добровольцев для работы в Индию. С 1948 года в Израиль из Индии репатриировались более 26 тысяч евреев, еще небольшая часть эмигрировала в США и другие страны.
И напоследок еще несколько легенд — куда без них в древней Индии? Многие ученые сходятся во мнении, что индийский штат Кашмир хранит тайны, связанные с утерянными коленами Израилевыми. Сами жители Кашмира, преимущественно мусульмане, передают из поколения в поколение предания, что их предки пришли из Земли обетованной. Неподалеку от города Шринагара находятся необычные достопримечательности — «могила Моисея» и «трон Соломона». А в одном из священных строений хранится реликвия, которую местные жители называют «посох Моисея» и утверждают, что он принадлежал легендарному пророку…
Можно по-разному относиться к мифам и легендам, но факты — вещь упрямая. И они со всей очевидностью подтверждают, что еврейская культура и традиции на протяжении многих столетий существовали, бережно хранились и своеобразно развивались на индийской земле членами разных еврейских общин.
Наталья ЛАЙДИНЕН
Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!