Соня Рикель: «...Я просто делала то, что хотела»

 Мария Смирнова, Россия
 16 июля 2009
 6206

Маленькое черное платье Коко Шанель, маленький серый свитер мадам Рикель... Все большое, как известно, начинается с малого. Именно скромный серый свитер стал исходной точкой, талисманом и символом империи Рикель. Сорок лет во главе индустрии моды, она являет собой воплощение элегантности и свободы, актуальности и декаданса, гламурного шика и богемной небрежности. «Немода» — ее девиз, искусство простоты и красота комфорта — ее стиль, движение вперед, оставаясь самой собой — секрет ее успеха…

А ведь будучи ребенком, Соня ненавидела одежду, предпочитая самую старую и поношенную, зато уютную и комфортную, не стесняющую движений. Сколько «боев» она выдерживала, отстаивая у мамы свой старый широкий свитер или заплатанную юбку!
Да и вообще, мода никогда не была темой, стоящей хотя бы малейшего внимания в ее семье, недавно покинувшей революционную Россию. 
«Мы жили немного «вне времени»; у нас говорили о политике, об архитектуре, о театре, но никогда — о моде. Маленькой я не любила одежду», — с улыбкой вспоминала она.
Старшая дочка в семье российских еврейских эмигрантов, Соня появилась на свет 25 мая 1930 года в Париже. Детей воспитывали в строгости, но маленькая рыжая бунтарка рано проявила свой независимый характер, и бунт этот, по иронии судьбы, а может быть, как следствие естественного развития событий, был связан именно с одеждой. 
«Я могла бы годами носить один и тот же свитер или юбку. Между мной и матерью шла настоящая война. В конце концов она рвала одежду прямо на моих глазах или прятала, чтобы отдать. А я бы кровью заплатила за старый пуловер. Однажды я долго искала юбку. Мать отдала ее, не предупредив меня. Я ей сказала: «Ладно, мама, я выйду голой!» Я открыла дверь и пошла. Она догнала меня в саду. Больше она никогда не отдавала моей одежды, не предупредив меня. Но я бы вышла голой, на самом деле.
Я ненавидела платья, носочки, штанишки. Я любила только узкие растянутые свитеры, которые облегали тело, которые знали меня наизусть. Я их любила за то, что они не росли вместе со мной, они оставались сами собой. Их вязала мама. Замечательные, разноцветные, полные рисунков. Или просто красные, или голубые. Я умоляла ее связать мне черный, но она так и не согласилась. 
Я жила этой одеждой — второй кожей. Это была моя униформа».
Получив хорошее классическое образование, Соня не стала задумываться о карьере. Нужны были деньги — в 17 лет она пошла работать в магазинчик одежды, помогая оформлять витрины. Там же познакомилась со своим будущим мужем Сэмом, хозяином маленького трикотажного бутика «Лаура».
«Мне было 20, и я играла. Если бы мой муж занимался архитектурой, я бы тоже этим занималась».
И вот он — маленький серый свитер. В 1962 году Соня попросила мужа заказать у поставщиков пуловер по ее эскизу, узкий и короткий, глубокого серого цвета. Таких не носили, и в продаже найти что-то подходящее не представлялось возможным. Несколько раз ей присылали заказ, но она отправляла его обратно, прося то исправить тут, то переделать там, пока, наконец, не был получен свитер ее мечты. Модель оказалась настолько удачной, что спровоцировала настоящий бум, и ее варианты разошлись в «Лауре» за считанные дни. Следующая модель — «свитер бедного мальчика» только укрепила успех новоиспеченного дизайнера. Но Соня и не думала заниматься этим всерьез. Музыка, литература и живопись занимали ее куда больше, создание одежды было для нее лишь развлечением. Однако трикотаж вдохновляет ее обилием возможностей, он «дышит в ритме тела», струится, завораживает. 
Будучи беременной, Соня создает несколько платьев для будущих мам, теплых, элегантных и комфортных, не скрывающих восхитительных очертаний, говорящих о счастье материнства. Это очередной успех, новое вдохновение, и после рождения дочери она создает обтягивающие платья-свитеры, кофты, юбки, широкие брюки, шали, пелерины, целые трикотажные ансамбли. Эта одежда была мягкой и удобной, комфортной и элегантной, она полюбилась многим женщинам, которые ценили непринужденность и стиль.
Замечательно, что появление Сони Рикель в мире моды совпало с возникновением понятия pret-a-porter («готовое для носки»), ставшего компромиссом между произведениями Haute couture («высокая мода») и повседневной одеждой.
Трикотаж совершенно покорил мадам Рикель, и в 1967 году она открывает в Париже, на улице Гренель, свой собственный бутик, носящий ее имя, через 5 лет становится главой синдиката pret-a-porter. Смело экспериментируя с фактурами, цветом, материалами, создает одежду для своих друзей — художников, актеров, писателей. Одежду изысканно простую, но необычную, непринужденную, немного эпатажную, достойную одаренных представительниц парижского Рив Гош.
Черный цвет в то время носили только в знак траура — Соня, играя с линией, кроем и фактурой, делает его шикарной магической основой своих моделей, своим ноу-хау. Полоски, яркие чистые тона, многослойность делают ее одежду привлекательной и экстравагантной, обтягивающие силуэты провоцируют, никогда не скатываясь до вульгарности. Соня создает образ настоящей парижанки, женщины-вамп, изысканной и утонченной, интеллектуальной и свободной. Это настоящий парижский шик, капризный и артистичный, но неизменно комфортный.
В 1974 году Соня выворачивает свои модели наизнанку, завороженная красотой линий, повторяющих линии тела, «как своды храма, очень символично!». Долой подкладку, долой плечики, ассиметричные линии, необработанный край и бахрома воплощают те идеи «второй кожи», свободы, раскованности и элегантности, которые жили в ней с детства. 
И ведь только через 14 лет после появления маленького серого свитера его создательница наконец-то решается посвятить свою жизнь моде. 
Соня всегда переживала, что ее скоро разоблачат: «В моде я абсолютно ничего не смыслила, она была для меня чистым листом, и я просто делала то, что хотела».
Однако теперь она владеет модным синдикатом, бутиками по всему миру, создает коллекции для детей, духи, аксессуары. 
В 1973 году Соня Рикель стала вице-президентом парижской Палаты моды. И проработала на этом посту целых 20 лет!
Оставаясь любимицей парижской богемы, Соня черпает идеи в музеях и на выставках, цвет берет у Пикассо, вдохновение — у Эдгара По, сама воодушевляет Энди Уорхола на работу с цветом и создание ее собственного портрета.
В оформлении витрин своих бутиков Соня часто испльзует книги – «мода должна быть интеллектуальной. Недаром именно она стала одним из первых модельеров, которому был разрешен показ мод в залах Лувра. 
В 1976 Соня начинает писать, среди ее работ несколько книг по истории моды и романов, откровенных и провоцирующих, например, «Казанова был женщиной».
Тщательно поддерживая свой имидж загадочной персоны и никогда не открывающей тайн личной жизни журналистам, Соня с удивительной открытостью повествует в своих книгах о радостях, победах, жизни, любви.
В конце 70-х Соня пробует себя в дизайне интерьеров, разрабатывая стиль двух парижских отелей, но возвращается к одежде. Теперь она пишет послания любимым клиентам, цитируя классиков и выражая свои чувства… Буквально вплетая слов в ткань. И это тоже стало ее фирменным знаком. Крупная вязка, многослойность в одежде, странные, загадочные, летящие силуэты – все это Соня Рикель. 
Яркая и экстравагантная, в струящемся платье чернее августовской ночи, с огненно рыжей шевелюрой, она воплощает собой образ свободной парижанки - рафинированной, притягательной, артистичной и независимой.
«Быть рыжей - значит быть замечательной и замеченной. На меня всегда смотрели. Нужно брать позитивную сторону успеха. Сам факт, что я отличаюсь от других - заряжает».
В 1994 этот образ вдохновляет Роберта Алтмана на создание фильма «Pret-a porter», где ей приходится играть ни много, ни мало - саму себя.
В студиях звукозаписи она сотрудничает с джазменом Малькольмом МакЛареном, исполняя с ним дуэт «Меня зовут Малькольм МакЛарен, а вас? - Меня - Соня Рикель», с Андреем Северином читает переписку Шопена и Жорж Санд.
Создает костюмы для театральных постановок, дизайн ножа для знаменитой французской компаний Лагиоль, фарфоровую посуду, мебель, статуэтки, Й даже селекционные розы носят имя Сони Рикель!
Утонченная и одаренная, Соня не чужда маленьких слабостей. Недаром она является и членом клуба почитателей шоколада, и почетным членом клуба любителей гаванских сигар...
Для своей линии парфюмерии Рикель сама разработала дизайн флакона - забавный пуловер с короткими рукавами. Лицом рекламной кампаний своего последнего парфюмерного творения мадам Рикель сделала дочь Натали. Такой выбор - не просто желание Сони Рикель познакомить весь мир со своей любимой дочерью, но следование основному принципу: создавать моду для обычных женщин.
У самой Рикель три любимых аромата, и она пользуется ими всеми на протяжении одного дня. Просто ей нравится перемешивать разные духи между собой.
Ее заслуги были оценены по достоинству не только международной славой и безусловным коммерческим успехом всех ее начинаний, но и наградами, призами, званиями. Соня Рикель была удостоена званий кавалера ордена Почетного легиона и кавалера ордена Литературы и Искусства, так же получив множество наград по всему миру, особенно в США.
С 2006 года Соня Рикель поддерживает Общество детей и подростков-инвалидов и рисует для него символ-цветок, доход от продажи которого полностью идет на нужды Общества.
Более 40 лет Соня Рикель царствует в мире моды. Она сделала свитер своей эмблемой, черный цвет - фирменным знаком, а необработанный край и швы наружу – верхом шика. Годовой объем продаж ее продукции только в Америке составил 2 миллиона долларов. Сегодня ей принадлежат 400 магазинов и 45 бутиков во всех уголках мира. Сейчас брендом Соня Рикель управляет ее дочь Натали Рикель.
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции