Единый экзамен
Когда-то мы сдали свой первый и самый главный «единый» экзамен. Тогда мы все — весь народ, как один человек, — заявили («Шмот», 24:7): «…Все, что говорил Всевышний, мы исполним и выслушаем». Это случилось более трех тысяч лет назад во время Дарования Торы у подножья горы Синай…
Как известно из учения Баал Шем Това, ко всем нашим праздникам и праздничным датам мы должны относиться как к реальным событиям, которые происходят с нами, как говорится, «здесь и сейчас». Не составляет исключение и праздник Шавуот, во время которого каждый год мы заново получаем Тору: Письменную и Устную, включая наиболее сокровенную ее часть. А Тора является полновластной Хозяйкой в этом мире. Поэтому все, что происходит в этом мире, происходит исключительно ради еврейского народа, чтобы он мог выполнять волю Творца, исполняя заповеди Торы*. И даже если возникают какие-то непредвиденные препятствия, они служат лишь для того, чтобы, преодолевая их, прославлялось имя Всевышнего. Но именно наше время — эпоха Мошиаха — отличается тем, что народы мира будут активно помогать нам в нашем желании служить Творцу, соблюдая Тору и выполняя заповеди.
С этих позиций — как очередной знак скорого прихода Мошиаха — мы и должны оценивать казус, который случился в этом году, когда дата ЕГЭ (единый гос. экзамен. – Ред.) — общая для всех школ России, выпала на… 1-й день праздника Шавуот. Ситуация выглядела патовой: вместо праздника и Десяти заповедей еврейским школьникам пришлось бы сдавать экзамен, нарушая святость этого дня.
Но этот экзамен на веру мы сдали на отлично, еще раз продемонстрировав свою преданность Торе. Во время личной беседы главного раввина и посланника Любавичского Ребе в России р. Берла Лазара с президентом Дмитрием Медведевым (лехатхило арибер!)**, на которой также присутствовал президент ФЕОР Александр Моисеевич Борода, было дано распоряжение пойти в этом вопросе навстречу еврейской общине. В результате был издан указ министра образования, согласно которому еврейским школьникам было официально разрешено сдавать экзамен в другой — резервный день.
…Когда-то в советское время еврейским детям из религиозных семей приходилось каждый раз пускаться на хитрости, чтобы избежать нарушений в дни суббот и еврейских праздников: перебинтовывать руку в день экзаменов, что бы не писать сочинение, приносить липовые справки от врачей, придумывать разные истории. Но и это не всегда помогало… Однако сегодня на дворе другая эпоха, когда все громче слышны шаги нашего Избавителя — царя Мошиаха. В результате ситуация, которая могла (не дай Б-г) привести к тому, что Имя Творца было бы опорочено (хилуль-га-Шем), обернулась прославлением Его Имени (кидуш га-Шем)! Все в соответствии со словами пророка («Ишайя», 49:23): «И будут цари (в данном случае — президенты) опекающими тебя, а министры — кормящими тебя».
И дай Б-г, чтобы мы вскоре увидели те времена, когда «вся земля наполнится славой Всевышнего», и тогда все («Цефания», 3:9) «будут призывать Его по Имени и служить Ему все вместе»!
В качестве подтверждения нашим словам приведем фрагмент из интервью р. Берла Лазара: «Президент пообещал, что впредь даты экзаменов будут назначаться с учетом интересов верующих всех традиционных религий. Так или иначе, практически вопрос был решен, и мы получили гарантии, что он не будет возникать в будущем».
Раввин Довид КАРПОВ
Фотография предоставлена
пресс-службой главного раввина России
_________
* «Десять речений», которыми был сотворен мир, внутренне связаны с Десятью заповедями (асерет-га-диброт), которые мы читаем в Шавуот. А первое речение («Берейшит», 1:1): «Вначале (бе-рейшит) сотворил Всевышний небо и землю» толкует, как «ради двух начал»: ради Торы и еврейского народа.
**Согласно указанию Ребе РАШАБА, все препятствия следует «с самого начала преодолевать сверху» (лехатхило арибер). В данном случае — решать принципиальные вопросы на самом верху, с первым лицом государства.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!