Юрий ШЕРЛИНГ. Страсти по ГИТИСу
После назначения Юрия Шерлинга ему стали звонить анонимы: «Ты знаешь, сколько стоит нанять киллера?»
Фальшивое эхо
Середина мая нынешнего года ознаменовалась грандиозным скандалом в Российской академии театрального искусства (РАТИ — ГИТИС). События происходили в течение считанных часов. Сначала приказом министерства культуры РФ была снята с должности ректора Марина Хмельницкая. Затем в качестве и.о. ректора был назначен заслуженный деятель искусств России Юрий Шерлинг. Это назначение вызвало неожиданный бурный протест преподавателей и студентов вуза. После такого «приема» Юрий Борисович на следующий же день подал в отставку, а и.о. ректора РАТИ назначили одного из проректоров вуза.
«Алеф» не вмешивается ни в какие скандалы и разборки. Но на этот раз многое в произошедшем нас насторожило. СМИ и блоги Интернета запестрели броскими заголовками с неоднократным упоминаниями имени Юрия Шерлинга, с самыми нелепыми обвинениями в его адрес.
Нет необходимости восстанавливать детали конфликта. О них достаточно написано в российских СМИ. Добавлю только, что вскоре после назначения Юрия Шерлинга на должность и.о. ректора ГИТИСа, ему стали звонить анонимы с одним и тем же угрожающим вопросом: «Ты знаешь, сколько стоит нанять киллера?»
Но еще более странно выглядели публичные высказывания известных и уважаемых деятелей культуры, имена которых не хотелось бы вспоминать на страницах журнала. Квинтэссенция их речей сводилась к желанию как можно сильнее унизить и оскорбить Юрия Шерлинга. Чтобы не быть голословной, приведу только одно из высказываний, прозвучавшее на радиостанции «Эхо Москвы»: «Кто он такой (Шерлинг. — Ред.)? Кто это? Он что сделал? Он что поставил? Что написал? Какие у него книжки, какие студенты, какие спектакли? Никаких!»
Постараюсь помочь тем, кто, видимо, многое забыл, и отвечу на эти вопросы. Ведь за последние несколько лет «Алеф» опубликовал более двадцати статей о жизни и творчестве талантливого режиссера Юрия Шерлинга, которые вызвали широкий читательский отклик.
Кто он такой
Во времена государственного антисемитизма в Советском Союзе Юрий Шерлинг одним из первых начал бороться за возрождение национальной еврейской культуры. Он создал уникальный Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ), попасть на спектакли которого стремились не только евреи, несмотря на то, что, например, представления шли на идише. Очевидцы рассказывают, что во время гастролей КЕМТа в Москве у театра «Киноактера» дежурила конная милиция.
Какие же спектакли в творческом багаже театрального режиссера-постановщика, хореографа и композитора Шерлинга?
В КЕМТе Юрий Шерлинг поставил: «Черная уздечка белой кобылице», «Я родом из детства», «Ломир алэ инейнем», «Последняя роль», «Тевье из Анатовки», «Золотая свадьба». Спектакли «Школа музыкального искусства» и «Помилуй» (режиссер Юрий Шерлинг) с успехом показали в США. Он также поставил спектакль «Гетто» в Норвежском драматическом театре, «Когда песок взойдет» - для ансамбля Н.Бабкиной, на российском телевидении – «Лавка старого музыканта и др.
Он был хореографом и сопостановщиком спектакля «Человек из Ламанчи» великого режиссера Андрея Гончарова в театре им. Владимира Маяковского. В театре им. Моссовета (главный режиссер Юрий Завадский) и Русском драматическом театре в Таллинне Шерлингом были поставлен спектакль «Тощий приз». В сезоне 2007/2008 г. зрителям московского Театра сатиры посчастливилось посмотреть новую версию оперы-мистерии «Черная уздечка белой кобылице», где заслуженный деятель искусств России Юрий Шерлинг выступил сразу в нескольких ипостасях: режиссера-постановщика, хореографа, композитора и, совместно с Ильей и Максимом Резниками, автора пьесы.
Будучи профессионалом высокого уровня и опытным педагогом, Юрий Борисович воспитал целую плеяду замечательных артистов, среди которых Анна Агапова, Яков Явно, Татьяна Карасик, Ирина Климова, Марина Бухина и многие другие.
Юрий Борисович находит время и для литературного творчества. Он автор книг «Одиночество длиною в жизнь» (М.Изд. «Параллели» 2004 г.) и «Парадокс» (Изд. «Феникс», 2007 г.).
В наше время, когда многие культурные учреждения, театры и вузы перешли на хозрасчет, экономические, юридические знания, владение навыками управления становятся необходимы и деятелям культуры. У Шерлинга в этой области большой практический опыт. Начиная с 1990 года, он прошел серьезный путь в бизнесе, будучи вице-президентом «Собинбанка».
Семья
Согласитесь, только сильный человек может достойно пройти через такую «мясорубку», когда собратья по искусству отрицают все твое творчество и отторгают тебя... Да, Юрий Борисович умеет держать удар. Но какой ценой!.. Об этом знает только он сам и Всевышний. И, конечно, его семья: в эти трудные для главы семейства дни стала его надежным тылом и спасением.
А семья у Юрия Борисовича замечательная! Супруга Олеся Шерлинг — хранительница семейного очага, уникальный музыкант. Она окончила два факультета Московской государственной консерватории и аспирантуру по классу фортепьяно у профессора Михаила Воскресенского. Классическая пианистка, вокалистка с серебряным тембром голоса, джазовый музыкант, импровизатор, композитор. В семье четверо детей и внучка. Старшая дочь Аня (ее мама — актриса Тамара Акулова) окончила МГИМО (юрист-международник) и актерский факультет ГИТИСа.
Старшая дочь Олеси и Юрия, 18-летняя Шура Шерлинг — лауреат международных конкурсов, одна из лучших певиц России, студентка ГИТИСа. Матвей Шерлинг (ему 9 лет) учится в школе им. Гнесиных по двум специальностям (фортепиано и саксофон). Несмотря на столь юный возраст, прекрасно владеет саксофоном. Самая младшая в семье — 7-летняя Марианна Шерлинг (ее ласково называют Манечкой) поступила на фортепьянный факультет школы им. Гнесиных.
P.S.
Не хотелось, чтобы у читателей «Алефа» сложилось мнение о Юрии Шерлинге, как об «ангелочке с крылышками». Да, у него сложный, жесткий характер. Но его жесткость, нетерпимость проявляются тогда, когда он сталкивается с непрофессионализмом, дилетантством, нежеланием трудиться.
…А жизнь продолжается. В творческих планах Юрия Шерлинга — постановка оперы Бизе «Кармен» в С.-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Там тоже все непросто. А кто сказал, что Юрий Шерлинг боится трудностей?
Лариса ТОКАРЬ, Россия
К слову
Армен Джигарханян, режиссер, актер (из интервью газете «Форвертс»):
«Шерлинг — мощная личность... Он явно перенасыщен талантами... Многие из тех, кто знает режиссерские работы Шерлинга, говорят, как жалко, что он оставил театр, такой талант пропадает!.. Мы будем восхищаться им потом. Потом. Как всеми людьми такого типа. В жизненном быту они неудобны, а потом мы скажем: ай-ай-ай! Он могучий талант и человечище. И не случайно я произношу в его адрес слово «бриллиант».
Владимир Шахиджанян, психолог, преподаватель Московского университета им. М. В. Ломоносова, журналист:
- Он многолик — Юрий Борисович Шерлинг. Его многоликость поражает и удивляет, а зачастую и восхищает. Всю жизнь он преодолевал препоны, воздвигаемые перед ним другими людьми. Он что-то хочет сделать, а другие говорят: не надо, не получится, не выйдет. А у него — получалось, и всегда с фантастическим результатом.
Илья Глазунов, ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Народный художник СССР:
В 1977 году мне выпала честь по приглашению Юрия Борисовича Шерлинга работать в созданном им КЕМТе художником-постановщиком его прекрасного спектакля «Черная уздечка белой кобылице». Уже тогда, в советские времена, меня восхитил его блистательный талант композитора, режиссера, хореографа. Я с особым волнением ожидал нового прочтения Юрием Шерлингом известной в музыкальных кругах оперы на сцене Театра Сатиры. Это совсем другой спектакль, но, как всегда, по-шерлинговски глубокий, талантливый, искрометный. Он сумел с филигранной глубиной создать общечеловеческую драму борьбы добра и зла. Вот почему, как и всегда, ему сопутствует заслуженный успех у зрителя. Эта постановка стала событием в современной российской культуре.
Леонид Школьник, главный редактор «МЗ» (Иерусалим):
– С Юрием Шерлингом мы знакомы с прошлого века — точнее, со второй половины 1970-х. Но, в отличие от меня, старого, он всегда — живчик, всегда горласт, всегда точен и ярок, непредсказуем и бесконечно талантлив. В трудные для меня времена он — и никто другой! — примчался из Москвы в мой захолустный городок в Нью-Джерси, чтобы поддержать добрым словом. Оказалось, он может не только кричать, но и говорить тихо, почти неслышно, и оказалось, что каждое его слово помню до сих пор. А насчет нынешнего конфликта... Конечно, быть ректором легендарного ГИТИСа почетно. Но быть легендарным ШЕРЛИНГОМ — дано лишь ему.
Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!
Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com
Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции
Комментарии:
Сеня
Гость
Гость
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!