НЕ ПРОСТО ПЕШКА
Довид КАРПОВ
24 июля 2007
4090
Как-то раз мы рассказывали известную историю про рабби Нохума – знаменитого Чернобыльского Ребе, который неожиданно вошел в ешиву в тот самый момент, когда его ученики играли в «дамки», то есть в русские шашки.
Как-то раз мы рассказывали известную историю про рабби Нохума – знаменитого Чернобыльского Ребе, который неожиданно вошел в ешиву в тот самый момент, когда его ученики играли в «дамки», то есть в русские шашки. Ребе спросил притихших и смущенных учеников, знает ли кто-нибудь из них правила игры? Конечно, ученики знали правила, но от неожиданности они растерялись и не смогли ничего ответить.
«Ну, раз вы молчите, тогда я сам вам скажу, – сказал Ребе. – Простая шашка ходит только вперед. Но когда она достигает последней линии, то становится дамкой и может ходить на любое количество полей. И ради того, чтобы выиграть партию нередко жертвуют одной, двумя, а то и тремя шашками».
Эта история мне приходит в голову каждый раз, когда я сажусь за шахматную доску. Как известно, шахматное войско состоит из «тяжелых» фигур (ферзь и ладьи), «легких» (слоны и кони) и восьми пешек. И конечно, главная фигура – это король. Фигуры могут ходить на любое количество полей. Конь, правда, ограничен в своих передвижениях, но зато имеет право перепрыгивать через другие фигуры. И лишь пешки могут передвигаться только на одно поле вперед, в крайнем случае – на два, в самом начале своего пути. Зато когда пешка доходит до последней горизонтали, она может превратиться, по желанию играющего, в любую фигуру. Кроме, естественно, короля. Только король всегда остается королем. Он один на всех.
А вот как выглядит шахматная партия, если воспользоваться подсказкой, на этот раз Любавичского Ребе. В высших мирах тоже есть свои «фигуры»: это ангелы разного ранга и души праведников. Но есть и «рядовые солдаты», или пешки – простые еврейские души**.
Конечно, с одной стороны, кому охота быть простой «пешкой»? Сказано у пророка Захарьи (3:7): «Так сказал Всевышний: Если путями моими будешь ходитьѕ то и Я дам тебе ходить между этими стоящими».
«Дам тебе ходить» или «Сделаю тебя двигающимся, идущим вперед» – это еврейский народ. Такова извечная природа еврейской души: постоянное стремление вперед. Таким был Авраам «га-иври» – «евреянин».
Конечно, в глазах обитателей высших миров, лишенных человеческих слабостей, мы выглядим всего лишь жалкими пешками. Но эта пешка упорно продвигается вперед, к новым духовным горизонтам в своем служении. Когда она доходит до края, казалось бы, ее возможности роста полностью исчерпаны. И тут происходит чудесное превращение: она становится равной фигурам! И только Король – Царь этого мира – остается неповторим в своем величии и исключительности.
*Одним из таких редких дней является так называемый нитл (в России – вечер 6 января), когда не принято заниматься изучением Торы. (См. «Алеф» № 896.)
**Название «пешка» — от слова «пеший», «пехотинец», то есть простой солдат.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!