Праздник Шавуот — день Дарования Торы
6, 7 Сивана — 29 (пятница) и 30 мая (Суббота) Тема: Дарование Торы (матан-тора)
Чтоб вы мне были здоровы!
«А вы будете мне царством священников» («Шмот», 19:6)
Кто хотя бы раз не слышал это шутливое пожелание от своего еврейского приятеля? А ведь оно тоже из Торы.
Выражение «А вы будете мне царством священников» является одним из ключевых мест в Торе, в котором Всевышний раз и навсегда установил особый статус еврейского народа непосредственно перед дарованием Торы. Причем в этих словах упоминаются сразу три достоинства — «короны» (кетарим). Первая «корона» — Тора. Как сказано: «А вы будете Мне…» свободны — чтобы отложить все прочие дела, и заниматься изучением Торы. «Царство» указывает на царскую династию царя Давида и его потомков. «Священники» — на сословие священников, ведущих храмовую службу.
(Из бесед Ребе)
Когда мы садимся за пасхальный стол во время седера, мы подчеркиваем, и не раз, что все происходящее не просто имитация Исхода, но сам Исход, который нам предстоит пережить во время пасхального седера. Так же в праздник Шавуот, а конкретно — во время чтения «Десяти Заповедей», мы должны ощущать себя стоящими возле горы Синай и получающими Тору от Всевышнего из рук Моше-рабейну.
Возле горы Синай
Не только само получение Торы, но даже присутствие на тот момент возле горы Синай (маамад гар-синай) было знаковым событием для каждого еврея. И хотя после дарования Торы гора Синай утратила свой особый статус и стала тем, чем она была прежде — самой обыкновенной горой (по выражению из мидраша, «самой низкой из всех окрестных гор»). Однако она осталась в тексте Торы и в наших молитвах, а в переносном смысле выражение «гора Синай» иногда употребляют при восхвалении известных раввинов и знатоков Торы.
Известный своей праведностью рабби Шломо из Радомска, автор книги «Тиферет Шломо», вначале категорически отказывался возглавить хасидскую общину в качестве духовного лидера — адмура. И вот незадолго до наступления праздника Шавуот к нему пришла делегация наиболее уважаемых хасидов с целью убедить Ребе принять предложение. Видя такое дело, рабби Шломо, чтобы избежать соблазна, решил провести Шавуот в другом месте, у рабби Иехезкеля из города Козимир.
Рабби Иехезкель встретил его словами: «Как же ты смог оставить своих хасидов перед столь знаменательным событием? Ведь даже Моше-рабейну вернулся к народу, чтобы подготовить его к дарованию Торы, как сказано: “И спустился Моше с горы к народу”».
На это рабби Шломо возразил: «Но ведь Моше, даже спустившись вниз, все равно оставался возле горы Синай. Вот и я хочу во время праздника дарования Торы быть возле “горы Синай”!» Конечно же, он имел в виду самого рабби Иехезкеля.
Ничего не ответил ему на это рабби Иехезкель. Но в памяти многих хасидов остался тот праздник Шавуот, когда каждый мог ощутить себя стоящим возле горы Синай и заново получающим Тору. А по окончании праздника рабби Шломо вернулся в свой город и сделал то, что в свое время, тоже во многом против своей воли, сделал Моше: принял на себя руководство хасидской общиной в качестве ее главы и духовного лидера — адмура.
Раввин Довид Карпов
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!