Коллекция личностей
Не люблю о-ч-е-н-ь показывать фотографии на экране монитора. Сейчас это повально модно, но я убежден, что, как и картина на холсте, фотография начинает жить подлинной жизнью только на бумаге. Особенно, если это портрет, особенно, если — личность!
Отпечатал несколько портретов Татьяны Ильиничны Сельвинской, сделанных в разное время, при различных обстоятельствах. Потом разместил их на стене так, чтобы постоянно их видеть; мне хотелось внимательнее к ним присмотреться, прислушаться, понять, точнее, почувствовать, какая из них полнее, ярче отображает масштаб ее личности.
Мучительная, сложная задача — из фотографий многих выбрать одну.
И зазвучал один портрет:
Сегодня день рождения поэта.
Сегодня день рождения стиха.
И, очень может быть, поэтому
Меня преследует строка:
«Я памятник себе воздвиг иной!»
Она из Бродского.
Спиной
Он встал к «постылому столетью»,
Лицом к любви.
А тот, другой,
Убитый за любовь,
лица не заслоняя,
Упрямо голову склоняет,
Стыдясь за нас
Еще за сотню лет.
А стихи эти Сельвинской ведут к нашему давнему разговору:
– С режиссерами бывает скучно, когда они говорят только о театре. У нас дома собирались очень талантливые люди, они были профессионалы, но еще они были просто культурные люди. Они не говорили о работе. Я люблю образованных и чувствующих людей. Прежде всего — чувствующих.
И вместе с этими ее словами в голове звучит «Молитва» Антуана де Сент-Экзюпери: «Сделай меня наблюдательным и находчивым, научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного».
Другая фотография рождает у меня вопрос:
– Тата, вы обидчивы?
– Обидчива, если меня обижают. Мне необходима атмосфера любви. Когда ко мне невнимательны, — я зажимаюсь и, до сих пор, чувствую себя бездарной.
И, как лейтмотив, «Молитва» Экзюпери: «Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!»
Но есть еще одна фотография:
– Тата, что вы думаете о тщеславии?
– Благодаря тому, что я дочка Ильи Сельвинского, я очень рано поняла, что тщеславие меня может подрубить изнутри. Поэтому то тщеславие, которое во мне, безусловно, есть, я всегда стремилась укрощать. Отец был очень большой поэт, но страдал оттого, что кого-то похвалили, а его не упомянули, очень переживал, что не получил Государственную премию. И вдруг я ее получаю. Никогда не предполагала, что могу ее получить (за сценографию к спектаклю режиссера Петра Фоменко «Без вины виноватые» в театре им. Е. Вахтангова. — А.Е.).
И — уже привычно — звучит «Молитва»: «Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо».
А фотографии задают и задают вопросы:
– Откуда вы черпаете силы?
(В 2009 году у Татьяны Ильиничны уже прошли четыре персональные выставки. — А.Е.)
– Живопись все из тебя выматывает. После театра очень устаешь, но больше физически. А в живописи что-то иное… Сейчас каждый день я пишу только 4 часа, но успеваю сделать то, что раньше делала за 11.
Я себя распределяю.
Зазвучала кода «Молитвы»: «Я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов».
И тут я ощутил сомнение, — а может ли вообще изображение на листе бумаги что-то сказать о столь мощной личности.
И тешу себя надеждой!
Александр ЕШАНОВ
Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!