Шалом, Гватемала!

 Наталья Лайдинен
 9 мая 2009
 4771

Когда-то значительная по площади территория Гватемалы, как и большинства соседних центральноамериканских государств, была заселена индейцами майя, которых в XVI веке жестоко покорили испанские колонизаторы, заставив перейти в христианскую веру, через кровь и огонь принять чужие обычаи и традиции. Напоминанием о доколониальных временах служат величественные руины пирамид и древних городов, привлекающие многочисленных исследователей и туристов. 

Сегодня в этой крупнейшей по количеству населения (13 млн) центральноамериканской стране проживают в основном индейцы и метисы, белое население находится в абсолютном меньшинстве. Но, несмотря на то, что официальной религией в Гватемале считается христианство, под его маской, как и во многих других странах Карибского бассейна, благополучно процветают традиционные индейские культы и верования. 
Одним из символов такого сплава религий является высокогорный гватемальский городок Чичикастенанго, где в церкви святого Фомы шаманы и колдуны проводят различные языческие ритуалы, обращаясь не столько к символам христианства, сколько к волхву Мельхиору. Индейские наречия и диалекты находятся в Гватемале под охраной ЮНЕСКО. От белых жителей этой страны можно услышать рассуждения о Гватемале как о территории «индейского расизма», хотя официально в конституции Гватемалы прописана свобода религиозных убеждений.
Тем не менее, как показывает статистика, в Гватемале сегодня проживают примерно 1200 евреев. Большинство из них обосновались в столице государства, настоящем городе контрастов Гватемала-Сити. Здесь, по данным Центрального еврейского совета, укоренились около 850 евреев из 310 семей. (Кроме того, еврейские общины с давних пор существуют в таких крупных городах, как Сан-Маркос и Кетцальтенанго.)
На одной из центральных площадей Гватемала-Сити по инициативе местной администрации и совместными усилиями со спонсорами установлена впечатляющая своими размерами звезда Давида с барельефом скрижалей.
Правда, местные жители, на вопрос о том, что это за памятник, удивленно пожимают плечами. Большинство из них просто никогда не задумывались об этом. На мою просьбу в одном из крупнейших турагентств подсказать местонахождение ближайшей синагоги (а их в столице Гватемалы несколько), исполнительный молодой клерк-метис понимающе кивнул и принес пухлый справочник религиозных организаций (на территории страны их насчитывается более трехсот).
– Здесь много разных церквей, — с видом знатока радостно сообщил он. — Какая именно из них вам нужна?
Попытки объяснить, что нужна именно еврейская синагога, ни к чему не привели. Турагент только удивленно улыбался и разводил руками, не понимая разницы между религиями…
Хотя, на самом деле, следы еврейского присутствия заметны на территории страны в многочисленных деталях.
Например, то и дело в самых разных местах, не исключая небольшие и совсем вроде бы не туристические городки, мелькают гостевые домики с израильскими флажками. Сначала это удивляет, но потом выясняется, что в Гватемалу приезжает весьма много молодых израильтян, которые после службы в ЦАХАЛе месяцами путешествуют по Латинской Америке. Здесь интересно, дешево и весело! Я встречала таких веселых ребят с рюкзаками в древней столице Антигуа, на мистическом озере Атитлан, на майяских развалинах, в Панахачеле и в Сан-Педро…
Приветствие «Шалом!» было нашим паролем и позывным, после которого мы рассказывали друг другу о том, что удалось повидать и куда действительно не стоит ехать, чтобы не пускать на ветер время и «кетцали» — экзотические местные деньги.
Если обратиться к историческим хроникам, то очевидно, что первые еврейские поселенцы (из числа маранов) появились в Гватемале, как и в других странах Центральной Америки, вместе с испанскими завоевателями. Но их число было незначительным, первая волна евреев практически полностью ассимилировалась с местным населением. Вторая волна еврейской эмиграции в Гватемалу накатила в XIX веке, когда в Центральную Америку хлынули потоки беженцев из Европы. В те времена в Гватемалу устремились в основном выходцы из Германии, впоследствии преуспевшие в текстильной промышленности и банковском деле. Они со временем стали не только влиятельной и богатой общиной, но и политической силой, с которой должны были считаться.
Начало ХХ века принесло новый поток переселенцев, тех, кто сложными путями бежал в страны Нового Света, спасаясь от погромов, из Турции и с Ближнего Востока, а также из Восточной Европы. Но в отличие, например, от либерального законодательства соседней Мексики, законодательство Гватемалы сурово ограничивало и регламентировало число въезжающих в страну. Поэтому большинство евреев предпочитали искать для себя более гостеприимные уголки Центральной Америки. В 1939 году число сынов Сиона, оставшихся в Гватемале, оказалось незначительным — не более 800 человек. Окончание Второй мировой войны породило третью волну эмиграции, хотя и не столь многочисленную, вследствие все того же пресловутого жесткого законодательства, ограничивающего въезд евреев. Тем более неожиданным кажется факт: Гватемала одна из первых официально признала Израиль.
Гватемала зафиксировала свое лидерство также и в открытии посольства, причем именно в Иерусалиме. Позднее под давлением международной общественности оно было перенесено в Тель-Авив. На сегодняшний день между Израилем и Гватемалой существуют полноценные дипломатические отношения, израильские специалисты привлекаются в качестве консультантов в различных областях, в том числе — в вопросах безопасности и обороны, экономики, сельского хозяйства. 
Среди знаменитых евреев Гватемалы — писатели Давид Унгар, Альсина Любич Домек и Виктор Перера, фотографы Игаль и Хайме Пермут. Многие современники сообщают о том, что евреем по крови был президент Гватемалы Якоб Арбенс Гусман, сын швейцарского эмигранта, избранный всенародным демократическим голосованием в 1950 году.
Немало евреев покинуло Гватемалу в ходе жестокой тридцатишестилетней гражданской войны, которая закончилась в этой центральноамериканской стране только в 1996 году. Они не хотели уезжать, но и оставаться становилось опасно: пропадали дети, по стране периодически прокатывались антисемитские настроения, угрожавшие безопасности взрослого еврейского населения. Сейчас в Гватемале относительно спокойная обстановка. Однако многие успешные члены еврейской общины предпочитают иметь охранников для себя и членов семьи.
Продолжая исторические традиции предков, сегодня на территории страны действуют самостоятельные сефардская община, община выходцев из Германии (реформаторская) и община евреев Восточной Европы. На входе в синагоги всегда жесткий контроль. Никакого оружия! Дело в том, что для жителей этой страны обладание им — вполне рядовое дело. Не редкость и его применение — в целях самообороны. 
В Гватемале в последние годы наблюдается стойкий прирост арабского населения. Пока евреи и арабы живут мирно на этой теплой и красивой земле. Тем не менее, некоторые члены еврейской общины высказывают опасения, что в будущем ситуация может измениться.
Основной еврейской организацией республики является Центральный совет евреев Гватемалы. Кроме того, действуют и ведут работу ложа Бней-Брит, клуб «Маккаби». Несмотря на малочисленность еврейского представительства в Гватемале, несколько учебных заведений и школ обучают не только еврейских детей, но и взрослых, в том числе — основанный в 1957 году и официально признанный Министерством образования Институт Альберта Эйнштейна, а также женская еврейская организация. 
Таким образом, на протяжении многих десятилетий в довольно жестких условиях выживала и развивалась еврейская община Гватемалы. Предстоящие годы не обещают быть легкими, но евреи — всегда оптимисты. Поэтому есть надежда, что даже в затерянных уголках Гватемалы будут зажигать субботние свечи, и дети не забудут древние традиции предков.
 

Наталья ЛАЙДИНЕН, литератор 
Россия
Фото Марка ЛЕРНЕРА

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции