Без лишних слов...
«Я стану мимом — или никем!» — с этой фразы начался творческий путь Марселя Марсо, человека, в XX веке заново открывшего миру один из самых таинственных видов театрального искусства. Он сумел достичь необычайных высот в бессловесной поэзии жеста — пантомиме, он заставил весь мир полюбить своего трогательного героя — клоуна Бипа, настоящего Дон-Кихота современности, сражающегося в одиночку с ветряными мельницами жизни. Легкой, но уверенной походкой героев Чаплина Марсо обошел всю планету, снимая свой помятый цилиндр только перед идеалами добра и света…
«Я стану мимом — или никем!» — с этой фразы начался творческий путь Марселя Марсо, человека, в XX веке заново открывшего миру один из самых таинственных видов театрального искусства. Он сумел достичь необычайных высот в бессловесной поэзии жеста — пантомиме, он заставил весь мир полюбить своего трогательного героя — клоуна Бипа, настоящего Дон-Кихота современности, сражающегося в одиночку с ветряными мельницами жизни. Легкой, но уверенной походкой героев Чаплина Марсо обошел всю планету, снимая свой помятый цилиндр только перед идеалами добра и света.
Исер Иоселович Менгель родился 22 марта 1923 года в Страсбурге. Его мать, Хания Вертберт, родом из Восточной Польши (ныне Западная Украина), бежала в Эльзас, спасаясь от еврейских погромов. Отец... О нем отдельный разговор.
Еще ребенком, вдохновленный образами Чарли Чаплина, Бастера Китона и других великих немых того времени, Марсо полюбил искусство пантомимы, и оно стало для него главным увлечением. Позаимствовав у отца тросточку и котелок, он часами с упоением изображал любимого героя. «Именно Чаплин привил мне вкус к моей профессии, моему ремеслу. Я никогда бы не стал мимом Марсо, если бы в детстве не увидел фильмов Чаплина» — говорил он о себе. Однако поступив в Школу искусств в Лиможе, юноша учился там совсем не тому, что принесло ему славу, а росписи по эмали. Кстати, всю свою жизнь он увлекался литографией, акварелью и рисунком и немало преуспел в художественном ремесле.
Вторая мировая война прервала его обучение и отняла отца, который погиб в Освенциме. «Во время оккупации Франции моего отца депортировали и отправили в Освенцим, как и многих тысяч евреев… В 1944 году мой отец погиб в концлагере, и я оплакиваю его. Для мира он — один из миллионов безымянных, замученных нацистами. А для меня — тот, кому я посвятил всю свою работу».
Исер вместе со своим братом Аленом участвовал в движении Сопротивления, взяв псевдонимом фамилию одного из наполеоновских генералов — Марсо. Они помогали прятать и переправлять еврейских детей из оккупированной Франции в Швейцарию.
Благодаря уникальному дару до неузнаваемости изменять походку и выражение лица, в годы войны Марсель с соратниками способствовал спасению более 70 детей.
Кто знает, может быть, именно эти события придают особенную глубину открывшемуся в нем таланту клоуна и пронизывают истинным гуманизмом и жизнелюбием весь дальнейший творческий путь великого артиста?..
Артистическая судьба Марсо началась в 1944 году в Париже в театре Сары Бернар. Там его учителями стали режиссер Шарль Дюллен и актер Этьен Декру, создатели теории и школы mime pur («чистой пантомимы»). Именно они сформировали и явили миру Марселя Марсо, великого мима, символ эпохи, вдохновителя многих талантов во всех уголках земного шара.
Бип — это я и вы
Он стал настоящим ювелиром пластики, виртуозом жеста.
Образы Марсо просты и доступны, его техника безупречна, легкий, виртуозно владеющий телом, он покоряет, удивляет, завораживает. Белая маска Пьеро, грустные глаза, удивленно приподнятые брови и красный шрам рта, мятый цилиндр, украшенный алым цветочком, трепетные руки-бабочки, певучая, безмерно выразительная пластика.
«В пантомиме тело — инструмент безмолвной поэзии, — утверждал Марсо, — оно способно выразить самые разнообразные состояния души. Для меня тишины вообще не существует. Музыканты, певцы, которые приходят ко мне на концерт, чувствуют, что я пою в душе».
Он безупречно овладел собственным телом, создавая лицом, руками, движением яркие характеры из воздуха, целые иллюзорные миры из пустоты, все — из ничего. Но это «ничего» не могло покорить мир, так как каждой истории нужен свой герой. Визитной карточкой, открывшей Марселю путь на большую сцену, стал его сценический герой Бип. «Чтобы оживить мима, мне понадобился персонаж, так как только персонаж создает легенду, — объяснял Марсо. — Так и родился Бип».
Бип — грустный лирический клоун, смешной маленький человечек, схожий с героями Чаплина, такой же трогательный и немного нелепый. Вечно попадающий в неловкие ситуации, он прилагает все возможные усилия, чтобы выйти из них достойно, только далеко не всегда ему это удается.
Неудивительно, что Бип моментально стал любимцем публики и молниеносно снискал огромную популярность во Франции и за ее пределами. Никто до этого не видел ничего подобного. На сцене — ни декораций, ни реквизита, а часто нет даже музыкального сопровождения, лишь хрупкая фигурка в луче прожектора, производящая колоссальное впечатление.
…Бип на светском рауте, выпив чуточку лишнего, пытается облокотиться о барную стойку, но промахивается и теряет равновесие, зависая на мгновение в какой-то совершенно невероятной позе, одним движением глаз показывая свое головокружение!
…Бип за столом между двух собеседников, один из которых рассказывает ему что-то веселое, другой жалуется на жизнь. Пытаясь оставаться любезным с обоими, он постоянно поворачивается от одного к другому и его лицо виртуозно меняет выражение от веселого к трагическому. Чем чаще приходится поворачиваться, тем абсурднее становится эта игра масок.
На вопрос, что же нового принес Марсо в театральное искусство, сам маэстро отвечал так: «Я принес тишину в мир театра, где звуки и слова были королями».
В 1947 году Марсо собирает единомышленников в небольшую труппу, выступавшую в разных зала Парижа. За исполнение пантомимы «Смерть перед зарей» Марсо и его труппа в 1948 году были награждены престижной премией Дебюро. В те годы он создал множество талантливых миниатюр, ставших классикой жанра, таких как «Клетка», «В мастерской масок», «В городском саду», а так же знаменитую «Юность, зрелость, старость, смерть», в которой за четыре минуты человек успевает родиться, вырасти, состариться и умереть. Именно о ней один из критиков сказал: «За пять минут он добивается того, чего большинство романистов не могут добиться, написав многочисленные тома». А его мимодрама «Шинель» по Гоголю, стала, по выражению самого Марсо, «руководящей нитью… театра». Того самого театра, который Марсо создал в 1949 году — первого в мире театра пантомимы, объехавшего с гастролями всю Европу, Азию, Америку. Эти гастроли вызвали волну увлечения пантомимой в Китае, Японии, США и России.
Нужно отметить, что в Японии и Китае традиционные театры кабуки и но основаны именно на игре масок, схематизированных персонажей, представляющих определенные характеры. Поэтому искусство Марсо нашло там живейший отклик во многих сердцах и стало прекрасной почвой для роста и воплощения смелых новаторских замыслов местных трупп и актеров. До сих пор один из самых знаменитых фестивалей пантомимы проходит именно в Китае.
В США Марселя также ждал ошеломляющий успех, полные залы и огромное количество поклонников. За телевизионные представления «Шоу Мориса Шевалье» и «Посмеемся вместе» он был дважды удостоен престижной телепремии «Эмми».
С 1973 года на Би-би-си актер Марсо сыграл 17 различных ролей в «Рождественской сказке», исполнил роли в 13 фильмах, созданных под эгидой «Британской энциклопедии», включая Бипа и свои классические пантомимы. Он стал гостем множества популярнейших телевизионных программ и совместно с Рэдом Скелтоном участвовал в трех пантомимических спектаклях.
Всю свою жизнь он вел мастер-классы для американских актеров. Один из самых знаменитых примеров — всемирно известная «лунная походка» Майкла Джексона, взятая из миниатюры Марсо «Против ветра». В ней клоун Бип борется с сильнейшим ветром, метр за метром с огромным трудом продвигаясь вперед. Майкл Джексон с детства восхищался Марсо, и впоследствии Марсо заслуженно называл его одним из лучших своих учеников, искренне восхищаясь его достижениями и находками в пластическом мастерстве.
Оценкой заслуг маэстро перед американской и мировой культурой стало присвоение ему степени почетного доктора наук Принстонского университета, университета штата Огайо, колледжа Линфилда и Мичиганского университета.
На сценах Советского Союза Марсель Марсо впервые появился в 1957 году — он выступил в Ленинграде на сцене ДК им. Ленсовета. В России мимическое искусство достигло необычайных высот благодаря выдающимся театральным деятелям конца XIX — начала XX века, таким как Всеволод Мейерхольд, Соломон Михоэлс, Евгений Вахтангов, и его развитие шло своим, оригинальным путем. Однако пришедшая на смену царской власти советская объявила пантомиму вне закона, попыталась вычеркнуть ее из истории культуры, стереть и уничтожить. Долгое время понятие «пантомима» считалось в советском театре чем-то низким и постыдным, оно было объявлено недостойным советского актера стремлением к формальности, к «формотворчеству». Определенный смысл в этом имелся — слово подцензурно, а поди-ка проконтролируй то, что словом не выразишь.
Поэтому то, что открылось зрителям, пришедшим на спектакли Марсо, поистине всколыхнуло умы и сердца. Впитывая все новаторское, чувствуя дыхание свободы, люди проникались его искусством до самой глубины души. Для одних это была хоть призрачная, но возможность свободы творчества, другие просто копировали его технику.
С подражания Марселю Марсо, собственно, и начала складываться грамматика нового художественного языка. «Почему без слов? Потому что в жизни есть такие тайны, о которых словами не рассказать» — говорил о своей профессии последователь Марсо, выдающийся советский мим Л. Енгибаров.
Марсо много гастролировал по всему Союзу, и резонанс от его выступлений всегда был колоссальным. Там, где он выступал, стихийно возникали любительские студии пантомимы. К концу 1970-х только в Ленинграде насчитывалось около 20 самодеятельных театров пантомимы. А театр пантомимы «Лицедеи» вслед за Леонидом Енгибаровым стал совершенно самостоятельным культурным феноменом.
Бывший руководитель клоун-мим-театра «Лицедеи» Вячеслав Полунин так говорит о влиянии Марсо на свое творчество: «У меня было много учителей, и Марсо — один из них. Потому что Чаплин для меня — точно так же, как когда-то для Марсо, — такой же великий мой учитель. Поэтому и Марсо, и Чаплин, и Енгибаров — мои кумиры. А что сказать про Марсо? Конечно, если бы я его не увидел по телевидению когда-то в мои, наверное, лет 15, я навряд ли бы уехал из деревни в Питер».
В Советском Союзе, а потом и в России Марселя Марсо полюбили, как, может быть, нигде на свете. Он даже появился в нашем кино — в 1967 году в комедии «Его звали Роберт» («Ленфильм»).
«Содружество мимов» просуществовало до 1960 года, после чего десятилетия Марсо посвятил сольным выступлениям. О, ему действительно было, чем заняться! Помимо гастролей и мастер-классов, Марсо снимался в кино — например, в «Барбарелле» режиссера Роже Вадима (вместе с Джейн Фондой); «Шанксе» режиссера Билла Касла, в котором он сыграл глухонемого кукольника. А в фильме Мэла Брука «Немое кино» он произнес лишь одно слово: «Нет». Знаменитый фокусник Давид Копперфилд, обращаясь к маэстро, заметил: «Если я видимое превращаю в невидимое, то вы, наоборот, невидимое превращаете в видимое».
Дарования Марселя Марсо многообразны и разносторонни. В 1978 году он создал в Париже Школу мимов, а для развития пантомимы в США — фонд Марсо. Дети многих стран с удовольствием читают его книги «Азбука» и «Арифметика Марселя Марсо», которые он сам проиллюстрировал. Выходят в свет книги его рисунков и поэзии — «Баллада о Париже и мире», «Фантазии Бипа», «История Бипа», «Пимпорелло» и другие.
Кроме того, он состоял членом Берлинской и Мюнхенской академий изящных искусств, а также членом престижного Института Франции. В 2002 году Марсель Марсо стал послом доброй воли Второй всемирной ассамблеи ООН по проблемам старения.
Умер Марсо 22 сентября 2007 года в Париже в возрасте 84 лет и похоронен на кладбище Пер-Лашез.
До последних своих дней, выступая перед многочисленными поклонниками, он оставался таким же трогательным, легким, пластичным, безупречным, как и 50 лет назад. Алый цветочек в трепетных пальцах маэстро навсегда останется для миллионов символом света, любви и надежды.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!