Тора и современность
Полшекеля (махацит-га-шекель) Почему Тора предписывает жертвовать на храмовые нужды полшекеля, а не целую монету? Это учит, что каждый из нас — лишь половинка, и только вместе мы дополняем друг друга до целой и полноценной личности. Полшекеля в наши дни В наше время принято перед праздником Пурим, во время Поста Эстер (13 Адара — 9.03.09, понедельник) делать пожертвования в «память о половинках шекеля» в размере трех монет номиналом в половину национальной валюты, например: три полтинника (3 раза по 50 копеек), 3 монеты по 50 центов и т.д.
Глава «Тецаве» —
«А ты вели»
Тема: оливковое масло (шемен-заит)
А ты вели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выжатый из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно.
«Шмот», или «Исход», 27:20
До последней капли
Известно высказывание А.П. Чехова, когда он утверждал, что «выдавливал из себя по капле раба». Не будем спорить с классиком, просто приведем комментарий одного из наших Учителей, который жил примерно в то же время. В Торе сказано: «масло, выдавленное (катит) для освещения (маор)». Тот, кто стремится достичь источника духовного света (маор), должен знать, что для этого надо выдавить из себя все страсти и дурные склонности — все, до последней капли!
Рабби Моше из Коврина
Дополнительный отрывок шабат «Захор» («Помни!»)
Помни, что сделал тебе Амалек (…). Не забудь!
«Дварим», 24:17
Почему сказано: «Помни, что сделал Амалек» — лично тебе, а не всему еврейскому народу? Потому, что Амалек, подобно псу, рискует угрожать лишь тем, кто отделяет себя от остального народа Израиля, и если нападает, то только на отстающих. Руками этого злодея Всевышний учит нас, что наша сила в единстве и сплоченности.
Сборник «Итурей-Тора»
Глава «Тиса» — «Когда исчислишь». Про шабат «Пара» («Телица»)
Тема: воскурения (кторет)
И сделай из этого воскурительную смесь…
«Шмот», 30:35
Чтобы и духа не осталось
Обряд воскурения был обязательной составляющей жертвоприношений в Храме. Рабби Цемах-Цедек (рабби Менахем-Мендл, 1789–1866), 3-й Любавичский Ребе, так объяснял внутренний смысл этой заповеди. Само жертвоприношение (корбан) служит для искупления грехов (капара). Однако бывает, что грех исправлен, а неприятный запашок все еще остался. Для этой цели и служит воскурительная смесь (кторет), которая устраняет даже неприятный след, который остается от поступков человека.
Совмещенные главы: «Ваякгель» — «И созвал» и «Пкудей» — «Исчисления»
Глава «Ваякгель» —
«И созвал»
Тема: Суббота (шабат)
И собрал Моше все общество сынов Израиля и сказал им: вот слова, которые велел Господь исполнить: Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Господу; всякий, производящий в этот день работу — предан будет смерти.
«Шмот», 35:1–2
«Субботы Мои храните» (31:13)
Эти слова касаются не только субботних запретов и ограничений. Надо еще «хранить» Субботу в сердце после ее окончания, когда уже совершен обряд «разделения» между святым и будничным (гавдала). Так, чтобы еще не прошло ощущение от прошедшей субботы, а уже наступает новая.
Баал Шем Тов
Глава «Пкудей» — «Исчисления»
Тема: богатство (ошер)
В нашей главе Моше еще раз пересчитывает все те пожертвования, которые были сделаны на изготовление передвижного Храма — Скинии (мишкан).
Испытание богатством
Многие мечтают о богатстве и достатке. Но далеко не все догадываются, что для религиозного человека богатство — это тоже… испытание! Намного труднее ощутить в своем сердце веру и желание служить Творцу, когда у тебя и так «все есть».
Рабби Моше-Лейб из Сасова
Шабат «хазак»!
3-я Книга Торы «Ваикра», или «Левит»
Глава «Ваикра» — «И воззвал»
3-я Книга Торы посвящена, главным образом, изложению законов храмовой службы и порядку жертвоприношений. А служба в Храме является одним из трех столпов, на которых держится весь мир.
Самая лакомая часть жертвы — «алья» (курдюк). Но порой в курдюке застревает здоровенная колючка и портит все дело. Так Ребе РАЯЦ отзывался об испытании богатством, которое он сравнивал с жирным и аппетитным бараньим курдюком.
Новый фараон
И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа.
«Шмот», или «Исход», 1:8
Не так давно во всем мире отмечали наступление нового года и вступление в должность нового президента США. А у нас был свой юбилей — начало нового этапа в еврейской истории, описанию которого посвящена 2-я книга Торы — «Шмот», или «Исход».
Сказали наши Мудрецы: «Сердце царей во власти небес». Другими словами, даже тайные помыслы и поступки царей и сильных мира сего подчиняются воле Творца и полновластной «хозяйке» этого мира — Торе. Читаем в Торе: «И встал новый царь над Египтом». А в это время происходит инаугурация человека, которого многие считают самым влиятельным человеком в мире, — нового, 44-го, президента США, «Египта» нашей современности. Даже само появление его в Белом доме — вопреки первоначальным ожиданиям и прогнозам, ставшее полной неожиданностью для многих, — можно считать явно Небесным промыслом. Но вернемся к первоисточнику.
На тот момент, о котором говорится в Торе, Египет являлся самой мощной державой, а фараон — самым могущественным человеком на земле. И в то же время Египет считался духовно самым нечистым местом. Это во многом было связано с языческими культами, царившими там, и завышенной самооценкой самого фараона. Евреям в Египте не грозило физическое уничтожение, самой большой опасностью стала ассимиляция и полное растворение в египетском обществе. Кроме того, в древнем Египте власть фараона обожествилась, а он называл себя всемогущим. Поэтому фараон считал себя self-made*, и мог заявить («Иехезкель», 29:3): «…Нил — мой, и я сам себя сделал!»
Это совпадает с оценкой нового президента, который заявил в инаугурационной речи: «Несмотря на нынешний финансовый кризис, США остаются самой процветающей и сильной страной на земле». И еще: «Мы готовы вновь взять на себя мировое лидерство».
Итак, в Торе сказано, что в Египте появился «новый царь». Два талмудических авторитета, Рав и Шмуэль, по-разному толкуют эти слова. Один полагает, что это на самом деле был новый фараон, который потому и не мог «знать Йосефа». Другой утверждает, что это был тот же самый фараон, который лишь «сделал вид», что не помнит прежних заслуг Йосефа, и которого можно назвать «новым царем» потому, что он в корне «изменил свою политику», в частности — в отношении евреев.
Как известно, когда в Традиции существуют два мнения, то мы не должны отвергать ни одного из них. Напротив, мы исходим из того, что «оба мнения — часть Б-жественной мудрости» (досл.: «слова Б-га Живого»).
Новое — хорошо забытое старое
С одной стороны, Обама, безусловно, «новый царь», который постоянно обещает «новую политику». Но, с другой стороны, второй человек в американской администрации, делящий с ним власть — госсекретарь Хиллари Клинтон, бывшая «первая леди», которая, кстати, уже успела отметиться жесткими заявлениями в адрес России, — как раз «старый царь» и старый обитатель Белого дома.
Интересным совпадением можно считать и тот факт, что, согласно Торе, Египет (мицраим) был одним из сыновей Хама и братом Ханаана (кенаана), т.е. древние египтяне относились к африканским народам. Как известно, корни «нового царя» — президента США, также с африканского континента.
Мы не знаем, какую политику будет вести новый президент в отношении Израиля и России. Тем более что, как было сказано, «сердце царей в руках Всевышнего». Но в любом случае все эти совпадения дают основание надеяться, что новый президент США станет т.н. фараоном Исхода, во время правления которого и произошли все те чудеса и знамения, описанные в книге «Шмот» («Исход»), включая египетские казни, завершившиеся всеобщим Исходом. Чтобы мы уже сегодня «увидели чудеса, подобные тем, которые были во время выхода из Египта» («Миха», 7:15).
А дополнительным указанием на это можно считать еще одно удивительное совпадение: инаугурация состоялась 20 января или… 24 Тевета, в день памяти Алтер Ребе, когда также произошла смена поколений, но только в хасидской династии.
___________
* Self-made (англ.) — человек, который сам себя «сделал», т.е. всеми своими успехами он обязан только самому себе.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!