Когда в моих руках гитара…
Жан-Жак Гольдман. Jean-Jacques Goldman. С ударением на «а», именно так произносят имя своего кумира миллионы франкоязычных меломанов во всем мире. А какие ассоциации вызывает это имя у нас? Никаких? Или все-таки вы где-то что-то о нем слышали? И что он написал?
Озарение приходит с первых нот — «Аиша»! но это же Халед, араб! «Pour que tu m’aimes encore!» — но это же Селин Дион! «Il me dit, que je suis belle»! — но это же Патрисия Каас! Какая связь?
Прямая! Но дальше по порядку.
11 октября 1951 года в 19 округе Парижа раздался первый робкий крик Жан-Жака Гольдмана, желанного сына Альтера Мойше Гольдмана (место рождения Люблин, Польша) и Руфи Амбрунн Гольдман (место рождения Мюнхен, Германия). Стоит отметить, что французское гражданство — почетная награда родителям нашего героя за активное участие в движении Сопротивления во время фашистской оккупации.
Детство Жан-Жака, по его собственным словам, было банальным и безоблачным, в возрасте 10 лет он начинает учиться скрипке, а после и фортепиано, наука дается ему легко, и музыка входит в его жизнь просто и естественно.
«Когда в моих руках гитара, я ничего не боюсь…» — пел он позже.
Первое настоящее музыкальное потрясение Гольдмана-подростка звали Арета Франклин. «Песня «Think» тронула меня атмосферой, удовольствием не интеллектуальным, не поддающимся осмыслению, абсолютно физическим, как первый любовный опыт».
Вот так, попросту влюбившись в соул, Жан-Жак на время забывает о скрипке и с гитарой в руке вступает на путь музыканта-любителя. Играет и поет в разных музыкальных группах, что, однако, не мешает ему успешно и без малейшего напряжения окончить лицей, поступить, к удовольствию родителей, в Высшую школу финансов и в итоге привезти домой два диплома — финансиста и социолога. Не прерывая занятий музыкой.
Вообще отличительными чертами Жан-Жака всегда являлись его скромность, трудолюбие и удивительный такт — позже, став феноменально известным, он сумел остаться самим собой, сохранив себя, свою семью и свою личную жизнь неприкосновенными для прессы и общественности.
Будучи студентом Жан-Жак много путешествует, каждые каникулы отправляясь автостопом наобум, «куда судьба занесет». Побывал он и в Швеции, и в Турции, и даже в США, Канаде и Мексике. «Хиппи с дорожным чеком», называет он себя в шутку.
Отслужил в летных войсках, женился, основал группу… Тут-то и начинается самое интересное.
«Тай Фонг», так называется его первый серьезный музыкальный проект, что на вьетнамском означает «Большой ветер». Именно этот большой ветер и помог расправиться сильным крыльям талантливого музыканта.
Группа работает в основном в студии, уделяя большое внимание звуку и аранжировке своих, на тот момент в основном англоязычных, композиций. Именно с «Тай Фонг» Гольдман записывает свой первый альбом в 1975 году. Песня «Sister Jane» имеет ослепительный успех, привлекает внимание публики, группе сразу же предлагают турне, но скромный и самокритичный Гольдман от него отказывается, считая свой музыкальный уровень еще недостаточно высоким.
Четыре года участия в группе обогатили его музыкальный опыт, но почувствовав вкус ко французскому слову в своих песнях, он решает сменить курс и продолжить движение в одиночку.
Он подписывает контракт на запись 5 альбомов, которые определяют его фирменный стиль и звучание на долгие годы вперед, оттачивают его музыкальное слово, делают его голос узнаваемым.
К моменту выхода альбома «Когда музыка хороша» его музыка становится действительно хороша! Результат — первые места в хит-парадах и огромные продажи его пластинок.
Однако музыкант не обольщается этим успехом и продолжает со своим младшим братом спокойно и без неудовольствия работать в семейном спортивном магазинчике, не делая свою личную жизнь достоянием общественности. Естественно, некоторые причины и следствия невозможно укрыть от чужих глаз, и подлинным потрясением для публики становится его песня «Comme Toi» («Как ты»), тонкая и пронзительная, рассказывающая о маленькой еврейской девочке, которой не повезло родиться в мирное время.
Говорят, песня эта родилась после того, как музыкант нашел в старом семейном альбоме фотографию своей родственницы, девочки лет 8, которая оказалась поразительно похожа на его собственную дочь. Только вот судьбы им выпали разные…*
У нее были светлые глаза и платье из вельвета.
Рядом с мамой, в кругу своей семьи,
Она позирует немного рассеянно в нежных лучах заката.
Фото не очень хорошее, но на нем можно видеть
Счастье человека и нежность вечера.
Она любила музыку, особенно Шумана, и еще Моцарта
Как ты, как ты, как ты...
Как ты, на которую я тихонько смотрю,
Как ты, которая спит и что-то видит во сне...
Как ты, как ты, как ты...
Она ходила в школу в деревне в низине,
Она изучала книги, она изучала законы,
Она пела о лягушках и принцессах, спящих в лесу,
Она любила свою куклу, она любила своих друзей,
Особенно Руфь и Анну, и особенно Иеремию,
И, возможно, они поженились бы когда-нибудь в Варшаве.
Как ты, как ты, как ты...
Ее звали Сара, ей не было восьми лет,
Ее жизнь была — нежность, мечты и белые облака,
Но другие люди решили иначе.
У нее были твои глаза, и она была твоего возраста,
Это была девочка без истории, очень хорошая,
Но она не родилась, как ты, здесь и сейчас.
Эта песня, ставшая настоящим гимном миру и толерантности, не оставила равнодушным ни одно сердце, полюбилась миллионам, сделала Гольдмана настоящим бриллиантом французской музыки и принесла ему заслуженную награду «Надежда года — 1982». В песне «Как ты» нет слов «фашизм», «концлагерь», «геноцид», «Холокост» и т. д. Есть всего лишь несколько намеков. Да еще скрипичная музыкальная вставка в середине... «Но другие люди решили иначе» — единственная фраза, диссонирующая со светлой картиной безоблачного детского счастья…
И снова успех не кружит голову Гольдману, а лишь придает ему уверенности в своих силах. Нюанс, который замечательно характеризует его разумную жизненную позицию — певец не оставляет семейного бизнеса, пока продажи его альбомов не становятся миллионными, пока он не становится обладателем золотого и платинового дисков и его доход от музыки не становится стабильным!
Гольдман не считает себя созданным для сцены, в турне ездит неохотно и вообще старается все свое свободное время посвящать семье. К тому времени у него уже трое детей и уютное семейное гнездышко в пригороде Парижа, доступ в которое журналистам строго воспрещен.
Альбом за альбомом укрепляют славу и успех певца, но истинное свое призвание, радость и удовольствие он находит в написании песен для других.
Именно в сотрудничестве с талантливыми музыкантами и исполнителями природа и талант Гольдмана-поэта и композитора обретают полную гармонию.
Ему, в общем-то, всегда везло на людей, и самыми известными его работами стали альбомы, выпущенные в сотрудничестве с англичанином Майклом Джонсом и одной из хористок, которая пела в его турне, колоритной африканкой Кэрол Фредерикс, обладавшей глубоким волнующим голосом. Талантливая музыка, необычное сочетание вокалов — высокий чистый тембр Гольдмана, глубокий чувственный голос Фредерикс, изысканный английский акцент Джонса, — отточенные тексты, темы, волнующие сердце каждого, снискали огромный успех у французской аудитории.
В июне 1991 года тираж альбома «Fredericks — Goldman — Jones» достигает 600 000 экземпляров. Именно удачное сотрудничество окрыляет и вдохновляет певца, придает ему сил.
В 1993 году Гольдман открывает для себя и для мира канадскую певицу Селин Дион.
Дион приехала из Канады во Францию в поисках успеха и обрела его именно благодаря Гольдману. Он давно искал франкоязычную соул-певицу, и Селин подошла ему как нельзя лучше. Уникальный голос, профессионализм, живой ум и нежное сердце певицы вдохновили Гольдмана на два дебютных франкоязычных альбома, «скроенных точно по мерке», как нельзя лучше раскрывающих талант и душу молодой звезды, с прекрасными текстами, с обворожительной музыкой, полные нежности. И притом высочайшего профессионального уровня! Эти успехом Гольдман был доволен больше всего. Он сумел подобрать ключ, раскрыть талант, приобрести прекрасного друга и партнера. Это ли не счастье?
Его имя становится настоящим брендом, успех его работ ошеломляет, но только не его самого. В своей известности он видит большие неудобства для дальнейшего развития, критика новых песен Гольдмана-суперзвезды кажется ему необъективной, и песни для Патрисии Каас музыкант пишет под псевдонимом Сэм Бревски, дабы получить более объективные отзывы о своей работе.
Продолжая сотрудничество Fredericks — Goldman — Jones в 1994 году он создает альбом «Rouge» («Красный»), в записи которого участвует хор Советской армии. Гольдман, как всегда, на пике актуальности — интерес к новой России в это время во Франции очень высок, альбом получает миллионный тираж и признание за прекрасные остросоциальные тексты.
В феврале 1997 года алжирский певец Халед получает высшую награду за песню «Аиша», и Гольдман скромно является из-за кулис, чтобы спеть вместе с ним. Их знакомство произошло случайно, на передаче, посвященной миру в Израиле, и Халед признался маэстро, что с текстами на французском у него большая проблема. Гольдман с удовольствием взялся за дело, соединяя своеобразие манеры исполнения арабского певца и тонкость французского слова. Из их сотрудничества вышло много прекрасных песен, из которых «Аиша», без сомнения, самая известная.
Последний альбом, который Жан-Жак Гольдман написал для себя, «Chancons pour les pieds» («Песни для ног»), является истинным образцом гармонии звука, текста, смысла, звучания, он абсолютно зрелый, тонкий, трогательный, личный. Средневековые танцы сменяют джигу, тарантеллу, рок, поп и даже диско. И везде чувствуется рука мастера, и во всем он хорош.
Помимо этих успешных проектов Гольдман известен как автор многих гимнов миру, гуманизму, милосердию, как активный участник и спонсор благотворительных акций, неутомимый борец за добро, справедливость и мир во всем мире.
Гольдман неутомим в своих музыкальных поисках и в настоящее время уверенно движется по французскому музыкальному небосводу, зажигая все новые и новые звезды.
Многие говорят, что вся современная французская эстрада — это Гольдман, и вряд ли приходится в этом сомневаться.
Самый любимый певец, чаще всего ротируемый на радио, самый узнаваемый, самый продаваемый, получивший наибольшее количество музыкальных наград, активно сотрудничающий с самыми-самыми популярными, талантливыми и любимыми музыкантами.
Признанный самым-самым во многих областях своей деятельности, он, тем не менее, никогда не позволяет себе расслабляться, никогда не поддается эйфории успеха. Гольдман никогда не идет на компромиссы со своей совестью, что, возможно, и является причиной его неугасающего успеха не только у своего поколения, но и у многих-многих молодых людей, которые охотно идут за своим кумиром и верят в то, что он их не подведет.
Комментарии:
Елена
лера
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!