Под шербурским зонтиком
Говорят, что у звезды французского кино Катрин Денев, самой красивой и самой молчаливой блондинки со строгим замкнутым лицом, не самый мягкий характер. Она умеет быть жесткой и бескомпромиссной. Может быть, поэтому она столько и добилась — и в кино, и в жизни…
Комплекс сестры
В семье профессиональных актеров Рене Денев и Мориса Теньяка (артистический псевдоним — Дорлеак) росло четыре дочери. Если старшая была заводилой, автором всех проделок, в которых ее всегда поддерживали средние сестры, то младшая, Катрин, всегда предпочитала держаться в тени и не участвовать в затеях Франсуаз. В доме ее считали тихоней, во дворе — кроткой и застенчивой. Очаровательная девочка жила в своем собственном мире, полном невероятных тайн и загадок. «Я представляла собой полную противоположность своей старшей сестре», — много лет спустя вспоминала Катрин. Франсуаз с детства мечтала пойти по стопам родителей, пойти дальше, чем родители, и стать знаменитой на весь мир актрисой. А Катрин вовсе не думала о славе и успехе. Известность ее не прельщала, публичность профессии отталкивала.
Она повзрослела сразу и бесповоротно, когда ей было восемь лет: умерла мать, все семейные тяготы легли на плечи отца. Он работал на износ, чтобы прокормить четырех дочерей, дать им образование, чтобы, в конце концов, иметь возможность летом отправлять девочек в деревню, подальше от городской суеты. Деревня отвлекала от горя, в шумных играх с сельской детворой дети забывали о постигшей семью утрате.
Только молчаливая Катрин не принимала участие в их забавах. Целые дни проводила она на реке, следя за бумажными корабликами, которые деревенские ребятишки пускали в плавание. Казалось, что это дитя никогда не выйдет из своего мира грез и фантазий.
Тем временем Франсуаз забросила гимназию и в 15-летнем возрасте начала сниматься в кино. Ей легко удавались как комедийные, так и серьезные роли. Катрин искренне радовалась успехам сестры, но сама о профессии актрисы не задумывалась. Гораздо больше ее привлекала карьера модельера. «Я сама еще не знала, чего хочу. У меня не было ни твердой цели, ни особых склонностей. Я мечтала». А ее отец уже тогда был уверен, что место Катрин — только в кино: «С таким лицом, как у тебя, дочка, было бы преступлением не сниматься».
И она снялась. В фильме «Гимназистки». К тому времени Катрин Денев исполнилось четырнадцать лет. Дебют был замечен критикой и публикой, но самой Катрин больше всего понравилась атмосфера, царившая на съемочной площадке. Она решила идти вслед за сестрой. Тем более что сестрам предложили сняться в фильме «Двери хлопают», да еще в главных ролях.
Карьера обеих начнет складываться на редкость удачно, однако в кино они вновь встретятся лишь через десять лет — в искрометном мюзикле «Барышни из Рошфора».
Катрин станет знаменитой в 1964 году, когда на Каннском фестивале фильм «Шербурские зонтики» Жака Деми с ее участием удостоится Гран-при.
Старшая Франсуаз погибнет в страшной автокатастрофе — сгорит в собственном «Рено» на французской Ривьере.
Горе младшей было столь велико, что временами ей казалось, что она во второй раз потеряла мать.
Ирония судьбы заключалась в том, что Катрин предстоит прожить жизнь, о которой так мечтала старшая сестра: почти сотня фильмов, великие режиссеры и мировая слава.
«Шербурские зонтики»
Через два года ее заметит на съемочной площадке Роже Вадим, один из самых знаменитых режиссеров того времени, выведший в большое кино Бриджит Бардо. Красота Катрин, ее непосредственность и искренность привлекут внимание режиссера, он предложит ей сниматься в одном из своих фильмов. Она влюбится в своего режиссера и покинет отчий дом.
Прежде всего Вадим перекроил на свой лад облик Катрин — он перекрасил ее в блондинку. Затем привил вкус к нарядам и дорогим духам. Злясь на ее кротость и застенчивость, давал советы: «Верь мне: женская красота сама по себе — нуль. Она ничего не значит, если обладательница не будет ее демонстрировать — как флаг, как оружие и как меч...» И снял в своей очередной картине «Порок и добродетель», порекомендовав взять фамилию матери — Денев. Под этим именем ее узнал весь мир.
Он ввел ее в мир богемы, большой мир кино, состоявший не только из кропотливого труда и изматывающих съемок, но и фестивальной жизни, где порой решаются все главные вопросы. Однако «сладкая жизнь» мало прельщала Катрин.
Она вела себя тихо, неизменно держала дистанцию с окружающими. Это вызывало у них только уважение и восхищение. Великосветские мужчины считали за честь поближе познакомиться с очаровательной особой, никак не вписывающейся в ту жизнь, которая должна была стать для нее повседневной.
Роже Вадим сделал из Катрин Денев ту женщину, которой восхищается весь мир, стал отцом ее сына. Жак Деми сделал из нее актрису и прославил в «Шербурских зонтиках» в роли простой продавщицы Женевьевы. Много позже Катрин призналась, что до встречи с Деми она словно находилась в коконе, тайны актерской профессии, несмотря на участие в нескольких фильмах, были для нее закрыты. Режиссер очень многому ее научил, а из всех своих ролей самой любимой для Денев так и осталась Женевьева, маленькая продавщица зонтиков, чьей такой простой, трогательной и обычной истории любви сочувствовали миллионы зрителей во всем мире.
Ей было легко сниматься в этом фильме — сюжет практически повторял историю ее собственной жизни — пылкий роман и рождение ребенка, затем — новое замужество. Прекрасная музыка Мишеля Леграна в сочетании с великолепной драматической игрой обеспечили успех картине. Она был отмечена призом «Золотая пальмовая ветвь» на престижном кинофестивале в Канне.
Уроки мастерства
После «Шербурских зонтиков» началась работа у режиссеров «новой волны». Причем и для них актриса стала находкой, поэтому предложения сыпались, как из рога изобилия. Это был важный этап в артистической карьере Денев.
В 1966 году она снимается в фильме «Создания» режиссера Аньес Варды и «Дневной красавице» Луиса Бунюэля, на следующий год режиссер Жак Деми предлагает Катрин роль в своем фильме «Девушки из Рошфора» (он же будет снимать ее и в 1970 году в фильме «Ослиная шкура»), в 1968 году Мишель Девиль приглашает Катрин для съемок в фильме «Бенжамен», в 1971-м с участием Денев вышел фильм Франсуа Трюффо «Сирена с Миссисипи».
«С чем сравнить Катрин? — говорил этот выдающийся режиссер мирового кино. — Если ее вообще надо с чем-нибудь сравнивать, то уж, во всяком случае, не с цветком. Ибо в ней существует некая неопределенность, некий нейтралитет, что побуждает меня приравнять ее к вазе, в которую можно вместить любые цветы — все цветы. Ее облик, манера поведения, ее сдержанность позволяют зрителям проецировать на ее прекрасное лицо все чувства, которые они мечтают испытать».
А роли Денев тем временем становятся глубже, изысканнее, утонченнее, они были наполнены настоящим, а не мнимым драматизмом. Актриса убеждала зрителя в истинности своих чувств.
Катрин Денев стала признанной звездой, и на нее обратили внимание режиссеры, которые считались классиками кино. Завоевав мировую известность, она много снимается в Италии, Америке и, конечно же, на родине. С ней не один раз работал итальянский режиссер Марко Феррери, он предложил ей главную роль в картине «Не прикасайся к белой женщине» (1974). Зрителям запомнилась ее работа с Жераром Депардье в фильме «Последнее метро» (1980) режиссера Франсуа Трюффо, удостоенная премии «Сезар». С участием Катрин Денев в 1983 году выходит фильм «Африканец», где ее партнером был Филипп Нуаре. И целый ворох положительных отзывов вызвал «Индокитай»(1991), в котором режиссер Режи Варнье рассказал пылкую, романтическую историю, потребовавшую от актрисы огромной глубины перевоплощения: ее героиня проживает на экране целую жизнь.
Встреча с Мастроянни
Она встретилась с Мастроянни в 1970 году на съемках фильма «Это случается только с другими». Но «это» случилось с ними самими. Ни он, ни она и не подозревали, что совместная работа перевернет жизнь обоих. О том, чтобы завести служебный роман, и мысли не было. Но в процессе съемок их обоих словно подменили: к концу оба поняли, что влюблены друг в друга. Скрытная и сдержанная Катрин переехала жить к Марчелло. А тот, совершенно потеряв голову, предложил ей руку и сердце. И получил… отказ.
Но роман между прекрасной француженкой и неистовым итальянцем на этом не закончился. Катрин ушла от Марчелло после рождения очаровательной Кьяры-Шарлотты Мастроянни. И стала воспитывать девочку одна. Она не хотела ни говорить о своей личной жизни, ни обсуждать ее с кем бы то ни было. Тем более что делать этого вообще никогда не любила. Но вся европейская пресса назойливо обсуждала роман двух известных актеров.
А она продолжала молчать. Молчание было (и осталось) ее манерой защищаться. От излишнего внимания мира. От желтой прессы. Она привыкла прятать свои чувства от посторонних, внутренние переживания — от чужих глаз. Она строго отбирает тех, кому может доверить свои признания. О дорогом и сокровенном — только с Жераром Депардье и недавно ушедшим Ивом Сен-Лораном…
Сен-Лоран был ее близким другом, она постоянно присутствовала на его показах, предпочитая его одежду одежде других модельеров. Актриса также стала символом духов с ее именем — «Денев».
Депардье, может, единственный, кто ее понимает и поддерживает в трудные минуты жизни.
«Личное должно оставаться личным»
Ей продолжал сопутствовать успех как у зрителей, так и у ценителей кино: за несколькими премиями «Сезар» последовали берлинский «Золотой медведь», венецианский «Серебряный лев», номинация на «Оскара» за роль в фильме «Индокитай». Да и она сама не раз вручала «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, в качестве почетного гостя присутствовала на престижных кинофорумах в Швейцарии, Австрии и Германии.
Но в 1990-е она снималась все реже и реже. Это была не усталость — это была избирательность. Уже не было ни Деми, ни Трюффо, ни Бунюэля, вокруг все изменилось: вкусы, мода, привычки. Изменился мир вокруг нее. Изменился и зритель. Да и сама она не могла не измениться.
В своей кинематографической жизни она прошла через все — славу, карьеру, деньги. И поэтому она не торопилась сниматься. Снималась только тогда, когда хотела. Два фильма в год, не больше. Отказывалась, когда испытывала малейшее сомнение. И ждала. Это было ожидание не напряженное, а, скорее, терпеливое.
И дождалась, сыграв в фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000). Фильм был награжден «Золотой пальмовой ветвью» международного Каннского кинофестиваля. А потом были «Восемь женщин» (2002) Франсуа Озона, который в 2002 году в Берлине удостоился «Серебряного медведя», и мелодрама Андре Тешине «Повернуть время вспять» (2004), где она снялась с Жераром Депардье.
Если жизнь в кино Катрин Денев всегда просматривалась как через увеличительное стекло, то все связанное со своей личной жизнью она старается утаить. О своей склонности к тайнам актриса говорит: «Я люблю все хранить в секрете. На мой взгляд, личное должно личным и оставаться. Бывает, что во время какого-нибудь интервью я иногда проговорюсь, скажу что-то сугубо личное. Редко случается, чтобы я потом не пожалела об этом».
На склоне лет
Она легко переступила через тот возраст, когда у женщины уже не принято спрашивать, сколько ей лет — встретила его весьма и весьма философски. Несмотря на годы, она сумела сохранить душевную молодость и красоту. Она не ушла из кино, старается не пропустить ни одного стоящего парижского дефиле и много путешествует. На машине, поезде и самолете. Чаще всего ее тянуло в Россию. Здесь она появилась столь неотразимой, что сразу же всем своим видом опровергла досужие сплетни о недавней, якобы не совсем удачной пластической операции.
Легкий макияж, помада цвета жженого сахара, новая короткая стрижка, затемненные очки и неброские серьги с россыпью бриллиантов всякий раз завершали образ идеальной француженки.
Она по-прежнему не любит рассказывать о своей личной жизни, единственное, о ком охотно говорит — это о своих детях. Она гордится ими, вернее, тем, кем они стали: «Сегодня минуты счастья мне дарят сын и дочь. Они оба артисты. Кристиан много занят в театре, он серьезный актер. Кьяра снимается в кино. Она очень похожа на своего отца. Фамилия Мастроянни ей к лицу. И замашки у нее итальянские — порой меня раздражает ее специфическое чувство юмора».
Известно, что Катрин Денев обожает природу, любит копаться в собственном саду. Не отказывает себе в скромных удовольствиях в виде хорошей выпивки, лучшей из которой считает русскую водку. Любит вкусно поесть и хорошие компании. Доверяет лишь тем, с кем прошла свой длинный путь в кино, боится предательства, чужой злобы и собственной беспомощности. Ненавидит беспорядок и все, что с ним связано.
В свои уже отнюдь не молодые годы Денев ни от кого не скрывает свой возраст и не кокетничает, притворяясь, что он ее не волнует: «Конечно, я боюсь, как и все женщины, постареть, даже немножко больше, чем остальные, потому что для актрисы это очень важно. Было бы ложью уверять обратное». Ее можно увидеть на улицах Парижа — в черных очках, холодную и неприступную, без страха и удивления рассматривающую новую жизнь…
Осенью минувшего года ей исполнилось 65.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!