НА ПЕРЕПУТЬЯХ ИСТОРИИ
Довид КАРПОВ
24 июля 2007
3970
24 Тевета (27 декабря) 1812 (5573) года - день памяти великого учителя рабби Шнеура-Залмана (Алтер Ребе), ученика и преемника рабби Исроэля Баал Шем Това и Межеричского магида, основателя движения Хабад-Любавич, автора ряда религиозно-философских трудов, в том числе этико-философского сочинения «Ликутей амарим», или «Танья». В тот день его святая душа покинула этот мир.
Старый Ребе
24 Тевета (27 декабря) 1812 (5573) года - день памяти великого учителя рабби Шнеура-Залмана (Алтер Ребе), ученика и преемника рабби Исроэля Баал Шем Това и Межеричского магида, основателя движения Хабад-Любавич, автора ряда религиозно-философских трудов, в том числе этико-философского сочинения «Ликутей амарим», или «Танья». В тот день его святая душа покинула этот мир.
Бегство
В страшной спешке Алтер Ребе вместе со своей семьей и близкими людьми покидал Ляды - небольшой белорусский город, где он долгое время был главным раввином и где на протяжении многих лет располагалась его резиденция. Не успел Алтер Ребе отъехать от города и двух верст, как неожиданно он обратился к офицеру, сопровождавшему его, с просьбой выделить ему простой экипаж, запряженный двумя лошадьми. Не теряя времени, в сопровождении двух вооруженных солдат и двух преданных ему людей Алтер Ребе вернулся в город и велел тщательнейшим образом проверить весь дом. Из личных вещей были найдены лишь старые, к тому же рваные домашние тапочки, деревянный обод и решето. Все это Алтер Ребе велел взять с собой, а сам дом поджечь. Затем он благословил жителей города и спешно покинул его, на этот раз уже навсегда. Когда остались позади последние дома на окраине города, с другой стороны в него уже въезжали передовые части французской армии.
Как только Наполеон в сопровождении своей свиты вступил в город, он немедленно отрядил одного из своих генералов и приказал отыскать дом Алтер Ребе. Генерал первым делом поинтересовался у местных жителей, где находится дом «Главного равина (ударение - на первом слоге) Боруховича (отца Алтер Ребе звали Борух)»? Да кто же в Лядах не знал дом святого равина? Генерал пришпорил коня и вместе с десятью вооруженными драгунами поскакал в указанном направлении, где уже виднелось зарево пожара и клубы дыма поднимались в тревожное белорусское небо. Вскоре подъехал и сам Наполеон Бонапарт. Стало ясно, что он опоздал. Дом пылал так, что трудно было подойти из-за нестерпимого жара. Не могло быть и речи о том, чтобы его потушить. Взбешенный генерал в отместку велел поджечь синагогу.
Наполеон велел объявить всем местным жителям, что его интересуют любые личные вещи Алтер Ребе, даже монеты, полученные от него. Но несмотря на приличное вознаграждение, ни одна вещь, которой касалась святая рука праведника, так и не попала к Наполеону. Алтер Ребе в это время уже переправлялся через Днепр.
Праведник и император
Алтер Ребе считал Наполеона своим личным врагом. Он видел в нем ту историческую личность, которую выбрали силы Зла, чтобы противостоять святости и задержать приход нашего Избавителя. Наполеон был прекрасно осведомлен о существовании Алтер Ребе и об его отношении к своей персоне. Поэтому, как большой мистик и оккультист, он хотел вступить с Алтер Ребе в невидимую борьбу духа, используя те нечистые духовные силы, которые питали и поддерживали его самого. Если бы в его распоряжении оказалась хотя бы одна личная вещь Алтер Ребе! Но великий еврей позаботился, чтобы этого не произошло.
Наполеон так и не смог справиться с Алтер Ребе: кампанию он бесславно проиграл и кончил свою жизнь изгнанником на острове Св. Елены. Но что-то ему все-таки удалось. Сознательно или невольно Наполеон разрушил многовековой уклад еврейских местечек. Он не был классическим антисемитом, скорее наоборот - он видел в евреях активную, способную и даже талантливую часть общества, которая могла принести немалую пользу ему и его империи. Но для этого их надо было вырвать из патриархальной традиционной жизни и сделать полноценными гражданами. На деле, он причинил огромный вред, который не смог бы сделать какой-нибудь ярый ненавистник нашего народа.
Таково было противостояние этих гигантов духа.
Дверь в грядущий мир
На исходе последней Субботы, перед тем как покинуть этот мир, Алтер Ребе сказал: «Тому, кто будет держаться за ручку моей двери («маин клямкэ»), я обещаю сделать добро и в этом мире, и в грядущем...»
А, казалось бы, все так просто: только покрепче схватиться за ручку двери, которая ведет в кабинет Ребе...
Алтер Ребе
и права человека
«Велик мир, ибо вся Тора была дана с единственной целью: утвердить мир на земле, как сказано: «Пути ее - пути отрадные, а стези ее - стези мира»».
(Кодекс «Мишне Тора» Рамбама)
Мы обсуждали особую дату в еврейском календаре - 19 Кислева, день освобождения Алтер Ребе, давший начало большому хасидскому празднику, который, впрочем, отмечают далеко не только сами хасиды. И хотя эти события произошли более 200 лет назад, их отголосок слышится до сих пор. Судите сами.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!