РАБ Б-ЖИЙ ЯКОВ
Елена КОТОВА
24 июля 2007
4188
В прошлых номерах «Алефа» мы писали о московских гастролях израильского театра «Гешер». Представляем вашему вниманию рассказ нашего специального корреспондента, театрального критика Елены Котовой о спектакле «Раб».
В прошлых номерах «Алефа» мы писали о московских гастролях израильского театра «Гешер». Представляем вашему вниманию рассказ нашего специального корреспондента, театрального критика Елены Котовой о спектакле «Раб».
Спектакль «Раб» поставлен по одному из наиболее известных произведений нобелевского лауреата И. Башевиса- Зингера. В центре романа и пьесы - история еврея Якова, жившего в Польше в середине XVII века, который чудом уцелел во время резни, устроенной в еврейском местечке казаками.
Потеряв жену, троих детей и всю родню, Яков становится узником, рабом у польского крестьянина, который поселяет его в хижине высоко в Карпатских горах.
В спектакле Евгения Арье роль Якова блестяще исполняет ведущий актер театра Исраэль (Саша) Демидов. Его Яков, терзаемый муками совести и веры, на протяжении всей жизни беспрестанно обращается к Всевышнему в надежде быть услышанным и понятым. Он ничего не требует от Небес - его порыв бескорыстен, - а пытается лишь разобраться в себе, в своих чувствах и нравственных законах бытия человеческого. Его вера огромна и способна вызывать восхищение, но нечто гнетет Якова и не дает ему покоя и умиротворения.
Дочь хозяина Ванда (Евгения Додина) навещает Якова на вершине, приносит ему из дома завтрак из свежих яиц и парного молока. Ванда расспрашивает раба о самом сокровенном для него: о Торе, о еврейском Б-ге, об истинном и прекрасном. Она выросла в нищей деревне, погрязшей в пороке и языческом безверии, привыкла к мужицкой грубости и поражена тем, что еврей Яков не смеет даже прикоснуться к ней.
Ванда признается Якову в любви и умоляет жениться на ней. Но он пытается объяснить ей, что по законам иудаизма запрещено брать в жены нееврейку.
Любовь Ванды к рабу-еврею вызывает гнев ее семьи и всей деревни. Сын управляющего Стефан (Йехезкель Лазаров) упрекает брата Ванды Антека в том, что его сестра предпочла ему полоумного жида, и подбивает собутыльников убить иудея. Все беды и несчастья, обрушившиеся в последнее время на польскую землю, жители объясняют появлением в деревне Якова. Во время праздника окончания жатвы пьяные крестьяне приходят к Якову, насильно поят его водкой и решают предать «колдуна» огню. Якова связывают и поджигают солому у его ног. Яков отчаянно молит Б-га об избавлении от страданий, и вдруг происходит настоящее чудо. Начинается гроза, дождь гасит костер. Благоволение небес, вызванное силой веры, спасает Якова от гибели.
Ванда, узнав о случившемся, спешит в горы на помощь любимому. Она освобождает его от пут, укладывает изможденное тело на солому, ложится рядом у костра. Яков, потерявший силы, спасается любовью...
Ванда уговаривает Якова бежать, обещает быть хорошей женой. После ее ухода Яков произносит главные слова: «Что мне делать? Я знаю, что это страшный грех, но я люблю ее больше, чем Тебя!»
Евреи выкупают Якова и увозят в его родной Юзефов.
Начав новую жизнь вдали от возлюбленной, Яков пытается ее забыть, но тщетно. Он возвращается за ней в деревню. С тех пор как он уехал, Ванда тяжело болела. Теперь Яков принимает окончательное решение: жениться и бежать из деревни вместе с супругой.
Измученные и обессилившие, поддерживая друг друга, плетутся они по длинной заснеженной дороге и не знают, что ожидает их в конце пути. Приняв иудейскую веру, Ванда назвалась Саррой. За возможность быть вместе супругам приходится без конца мучиться, обманывать, жить в постоянном напряжении и страхе.
...Сарра в бреду, ее волосы острижены, она в муках рожает ребенка. Собравшиеся вокруг нее женщины говорят, что роженица не справится с болями и умрет. Не владея собой, Ванда начинает кричать по-польски. Евреи решают, что в нее вселилась нечистая сила - Дибук. Вдруг раздается крик новорожденного. Сарра при смерти, ей чудится покойный отец, который зовет ее за собой. Она умирает. Яков хоронит жену.
Прошло двадцать лет, и на кладбище Пилицы появился старик из Эрец Исраэль. Это был Яков. Он приехал, чтобы перевезти прах жены на Святую землю, где живет их сын. На следующий день Яков заболел и умер. Его похоронили в могилу Сарры. На их памятнике написали: «Они любили друг друга при жизни, и смерть не разлучила их».
«Раб» - это история великой любви, способной преодолеть невзгоды и проклятья.
«Раб» - это история свято верившего в Б-га и почитавшего Всевышнего человека, желавшего обрести счастье небесное и сумевшего обрести это счастье на земле.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!