ДОКТОР БЕЙЛИН И МЕХАНИК МУСТАФА

 Давид ШЕХТЕР
 24 июля 2007
 4487
В 1992 году я провел свою очередную резервистскую службу в арабской деревне Анапта, раскинувшейся на живописных холмах неподалеку от Шхема.
В 1992 году я провел свою очередную резервистскую службу в арабской деревне Анапта, раскинувшейся на живописных холмах неподалеку от Шхема. Сегодня Анапта находится в автономии. Но тогда, сразу после парламентских выборов, на которых победил Ицхак Рабин, считавшийся правым крылом в партии Авода, такого развития событий никто не мог даже предположить. Рядом с Анаптой располагаются еврейские поселения, и, чтобы предотвратить участившееся в то время швыряние камней в машины поселенцев, на окраине деревни ЦАХАЛ установил наблюдательный пост. Представлял он собой обычную армейскую палатку, разбитую на крыше арабского дома. Пять солдат-резервистов, живших круглосуточно в этой палатке, демонстрировали израильское военное присутствие всем жителям деревни и в первую очередь потенциальным камнеметателям. Ежедневно мы проводили патрулирование деревни - три солдата в течение двух часов обходили центральную улицу, по которой проезжали машины поселенцев, и прилегающие к ней переулки. За несколько дней до окончания срока милуим к нам прислали нового командира. Им оказался друз по имени Мустафа - сержант, известный в нашем батальоне своим боевым характером. В первый же вечер, как только мы начали патрулирование, Мустафа начал придираться к прохожим на улице - заставлял выворачивать сумки и карманы, показывать зачем-то зубы, короче - унижал их всяческим образом. «Зачем ты это делаешь, - возмутился я, - зачем понапрасну унижаешь этих людей, превращаешь их во врагов!» «Сколько ты живешь в Израиле? - спросил у меня Мустафа. - Пять лет? А мои предки - уже сотни. Ты, русский, ни черта не понимаешь в ближневосточной ментальности, и не тебе меня учить, как вести себя с арабами. Запомни раз и навсегда - для них существуют только две ситуации: они либо хозяева, либо слуги. Третьей не дано. Когда ты ведешь себя с ними по-человечески, они воспринимают это как проявление не твоей доброй воли, а слабости. А как только арабы почувствуют слабость, они тут же превращаются во врагов. Поэтому им нужно сразу же показать, кто здесь хозяин. Что я и сделал». Признаюсь, сперва я не очень серьезно отнесся к словам Мустафы - молодого парня из друзской деревеньки в Галилее, работавшего механиком по ремонту швейных машин. Но чем дольше я живу в Израиле, тем все больше и больше убеждаюсь, что в его словах был определенный и совсем не малый резон. Если принять точку зрения Мустафы, то крах ословского процесса и столь непонятное на первый взгляд поведение Арафата, который в ответ на гигантские уступки, предложенные Эхудом Бараком в Кемп-Дэвиде, развязал вооруженную интифаду, становятся очень даже объяснимыми. Суть ословского процесса, придуманного израильскими левыми интеллектуалами, как раз и заключалась в том, что из Арафата и ООП попытались сделать партнера. Не только по переговорам, а по совместному мирному сосуществованию. Но Арафат, загнанный Шароном из Ливана в далекий Тунис и почти утративший политический вес и влияние, воспринял намерения израильтян не как их добрую волю, направленную на разрешение конфликта, не как желание прекратить наконец кровопролитие и дать евреям и арабам возможность жить в мире и спокойствии, а как проявление слабости. После первой войны в Заливе администрация президента Буша-отца оказала давление на Израиль и заставила усесться за стол переговоров с палестинцами. Причем заставила не кого-нибудь, а Ицхака Шамира, получившего прозвище «Мистер нет» за упорное нежелание идти даже на малейшие уступки и компромиссы с палестинцами. И Арафату показалось, что Израиль, измученный войнами, дрогнул под совместным натиском коспонсоров - США, России и Западной Европы. Это ощущение, по-видимому, усилилось после Норвежских соглашений. После их подписания израильскую прессу переполнили статьи, объяснявшие, что подавляющее большинство израильтян (66 процентов) поддержали соглашения из-за моральной усталости. Возвращаясь из Вашингтона с церемонии подписания договора Осло-2, Ицхак Рабин объяснил мне главную причину, побудившую его пойти на ословский процесс. Суть этого объяснения была чрезвычайно проста: народ устал и психологически не готов к дальнейшим испытаниям. А что произойдет, если начнется война с Сирией и на Израиль обрушатся сотни «скадов»? В ситуации, когда народ морально сломлен, нет никакого выхода, кроме заключения мира - как можно быстрей и почти любой ценой. К счастью, столь пессимистичные оценки морального уровня израильтян оказались неверными. Но это выяснилось лишь несколько лет спустя, когда в ходе «интифады Аль-Акса» израильское общество продемонстрировало сплоченность и мужество, на которые никто не рассчитывал. В конце прошлого - начале нынешнего века Арафат придерживался совсем другого мнения о стойкости израильтян, особенно после бегства ЦАХАЛа из Ливана. Тогда ему казалось, что стоит еще чуть-чуть поднажать - и Барак согласится не только на передачу Иудеи и Самарии и раздел Иерусалима, но и на право палестинских беженцев на возвращение. И тогда до заветной цели - уничтожения Израиля - рукой подать. Война, которую ведет сегодня Израиль, - это, при всей тяжести наших потерь, в первую очередь война психологическая. И победа в ней будет заключаться не в том, сколько руководителей террористических организаций отправится к праотцам (хотя это тоже важно), но в том, сумеет ли Израиль доказать, что его желание мира основано не на слабости, а на силе. Мы сможем рассчитывать на прочный и настоящий мир только в том случае, если он будет заключен с позиции силы, с позиции хозяина, а не слуги. Поэтому действия, пусть даже продиктованные самими благими намерениями, которые работают на создание образа слуг, а не хозяев, не приближают, а отдаляют желанный мир. К таким действиям относятся политические и общественные инициативы, раскалывающие единство общества и создающие впечатление, что Израиль дрогнул и ищет мира потому, что он слаб. Иными словами, речь идет о том, кто первыми продемонстрирует слабость или даже просто ее признаки. Последние данные свидетельствуют, что жители автономии, оказавшиеся из-за интифады в крайне тяжелом материальном и моральном положении, переживают серьезный психологический надлом. Иорданские власти недавно предали гласности информацию о количестве беженцев из автономии. По данным иорданцев, с начала интифады из Иудеи и Самарии эмигрировали 150 тысяч арабов. Если учесть, что Газа фактически находится под замком, то число эмигрантов составляет 8 процентов от 2-миллионного арабского населения Иудеи и Самарии. Причем бегут за границу - главным образом в те страны мира, где имеются крепкие палестинские общины, - люди высокого и среднего достатка, располагающие средствами и дипломами о высшем образовании, владеющие профессиями, конкурентоспособными в арабских странах и даже на Западе. Массовая эмиграция привела к тому, что в зажиточных районах арабских населенных пунктов опустели целые улицы. Фактически арабы автономии лишаются целого класса людей, способных руководить ими и поддерживать психологический тонус общества. И в этот самый момент вдруг возникает из политического небытия Йоси Бейлин с проектом так называемого женевского соглашения. Уступки Израиля, содержащиеся в нем, далеко затмевают даже кемп-дэвидские инициативы Барака. Понятно, что у идей Бейлина нет даже малейших шансов на реализацию. Понятно, что одна из существенных целей соглашения - это привлечение общественного внимания к его автору и создание трамплина для возвращения в политику после тотального провала на последних парламентских выборах. Но понятно и то, что «женевские соглашения» наносят колоссальный ущерб позиции Израиля в психологическом противостоянии с палестинцами. Я не ставлю под сомнение искренность желания Йоси Бейлина достичь как можно быстрей мира для народа Израиля. Я лишь сожалею, что интеллектуал Бейлин, доктор истории Бейлин, опытный политик Бейлин до сих пор не понял того, что хорошо известно Мустафе - механику швейных машин из галилейской деревни.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции