Тора и современность
Глава «Кедошим» — «Святы будьте»
Тема: истина и ложь (эмет — шекер)
Чего опасается настоящий хасид
Спросили как-то раз рабби Менахема-Мендела из Варки: «Чем отличается хасид от прочих евреев»? Праведник на это ответил: «Да что я? Вот Талмуд говорит об этом, что праведник (цадик) стремится выполнять все в соответствии с буквой закона, а хасид — сверх того, что предписано буквой Закона. Например, поскольку Тора запрещает вводить в заблуждение, то праведник, руководствуясь буквой Закона, остерегается обманывать ближнего. А хасид идет в этом вопросе дальше и старается не обманывать даже самого себя».
Последнее, кстати, самое сложное.
Честная ложь
Почему подавляющее большинство легко принимает слова лжи и отвергает истину? Потому, что ложь можно любить искренне, а вот с правдой невозможно лукавить.
(Святой Еврей из Пшисихи)
«Тьмы горьких истин нам дороже нас возвышающий обман» (А.С. Пушкин)
Так писал поэт. Но схожую мысль мы находим и в нашей недельной главе (воистину, все — из Торы!). Повеление «не лгите» стоит во множественном лице, чтобы подчеркнуть: так же, как запрещено обманывать одного, так запрещено вводить в заблуждение и многих. Ложь не перестает быть ложью, даже если счет обманутых идет на миллионы. Но к кому в первую очередь обращены эти слова? Конечно, в адрес рекламодателей, политиков и работников масс-медиа. Вот главные нарушители этой библейской заповеди.
Глава «Эмор» — «Скажи»
Тема: самопожертвование (кидуш-га-шем)
«Минуты раздают: кому — позор, кому — бесславье, а кому — бессмертие» (Роберт Рождественский)
С одним условием
Всего с «одним» условием вывел нас Всевышний из египетского рабства: с тем, что если встанет выбор, то мы, не колеблясь, отдадим свою жизнь во имя святости его Имени.
(Сборник «Торат коганим»)
Пожертвовать своими желаниями
Заповедь освящать Имя Всевышнего предписывает не только готовность к самопожертвованию. Ведь даже если в данный момент нет такой необходимости (и слава Б-гу!) жертвовать своей жизнью, тем не менее отдать себя полностью Творцу все равно остается конечной целью служения. Только в этом случае актом самопожертвования является подчинение своих желаний воле Творца, и иногда даже принесение их в жертву. Когда еврей полностью предан служению и готов пожертвовать ради этого всеми остальными своими желаниями — это и есть настоящее самопожертвование (мсирут нефеш)!
(Из бесед Ребе)
* * *
Ни одно усилие ради Торы и ближнего не может быть истинным, если ты не отдаешь себя полностью.
(Рабби Аарон из Карлина)
Минус на минус — не всегда плюс
Некоторые люди ведут порочный образ жизни, оправдывая себя тем, что когда они раскаются и вернутся к Торе — в этом их порыве раскроется слава Всевышнего. Однако Тора отвергает такую «логику». Сказано в нашей главе: «И не оскверните мое святое Имя»! Даже ради того, чтобы потом освятить его!
Другие же, напротив, совершают много добрых и важных дел, помогают ближнему, но при этом позволяют себе поступки, которые порочат Имя Творца. К ним также обращены эти слова: «И не оскверните мое святое Имя»! Поскольку такой недостойный поступок, даже во благо, ничем нельзя оправдать.
(Сборник «Итурей Тора»)
Главы: «Бегар» («На горе») и «Бехукотай» («По законам Моим»)
Тема: Изучение Торы (талмуд тора)
Наша глава начинается словами («Ваикра», 26:3): «Если будете следовать Моим законам». Казалось бы, речь идет о заповедях. Но далее в тексте мы находим прямое указание: «и заповеди Мои будете соблюдать, и выполнять их». Следовательно, в начале имеется в виду нечто иное. Что же? Комментаторы (РАШИ) поясняют, что «следовать законам» означает изучать их, т.е. Тору, в которой эти самые законы изложены.
Наесться досыта
Про ученого еврея — «ламдана», который много занимается Торой, обычно говорят, что он «набил свое брюхо (живот, желудок) Торой». Почему именно живот, а не голову? Как бы мы ни наелись до отвала вчера, сегодня наш желудок обязательно снова потребует пищи. Ученый еврей не тот, который много учится, а тот, кто постоянно испытывает жажду знаний и голод по Торе.
(Рабби Менахем Мендль из Коцка)
Что пристало, а что не пристало
Традиционно одних евреев относят к знатокам Торы (ламдоним), уделяющим много времени изучению Торы, а других — к семейным людям (балабатим), которые большую часть своего времени посвящают зарабатыванию денег (парноса). Конечно же, это деление весьма условное. И все же. Так же, как солидному, семейному человеку не пристало ходить в лохмотьях, так же ему не пристало полностью пренебрегать занятиями Торой ради других дел. Прочтение одной страницы Талмуда (Гемары) в день наверняка не повредит его бизнесу.
Причем его внешность как признак его социального статуса в общине должна соответствовать его духовному содержанию — изучению Торы. Достойный образ жизни состоятельного человека требует состоятельности и во всех других областях, и прежде всего — в Торе и заповедях.
(Из бесед предыдущего Ребе, рабби РАЯЦа)
Глава «Бемидбар» — «В пустыне»
Тема: дарование Торы в пустыне
Под свои знамена
«Каждый под своим знаменем, по знакам» («Бемидбар» или «Числа», 2:2)
По некоторым мнениям, предписание «оградить» народ (агбала), которое было дано непосредственно перед Дарованием Торы, как обязательное условие — состояло в том, чтобы каждый был на «своем месте»: под своим знаменем и родовым знаком.
(«Хидушей га-рим»)
В пустыне
Почему 4-ю Книгу Торы — «Бемидбар» («В пустыне») начинают читать перед праздником Дарования самой Торы — Шавуот? Всякий, изучающий Тору во имя постижения истины и исполняющий ее законы и предписания, способен даже пустыню сделать цветущим садом, как об этом сказал пророк («Ишайя», 51:3): «И превратит пустыни его (Сиона) — в райский сад, а степи его — в сады».
Поэтому и Тора была дана в пустынной, безлюдной местности. Тора и заповеди — это мощный инструмент, вверенный нам самим Творцом, для того, чтобы преобразовать окружающий мир — ту самую «пустыню» в «жилище» для Всевышнего, где бы Б-жественное начало могло раскрыться в полной мере.
(Из бесед Ребе)
В жизни всегда есть непростой выбор: между славой и бесславьем, между величием и позором. Наряду с обязанностью «освящать Имя Всевышнего» ценой самопожертвования (кидуш га-шем) существует и запрет осквернять и порочить Имя Всевышнего (хилуль га-шем), как сказано: «Да не оскверните Мое святое Имя». Об этой великой заповеди идти на любые испытания ради Его святого Имени и пойдет речь.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!