Еврейский барон
Все разговоры конца XIX — начала XX века рано или поздно, так или иначе, сводились к Лазарю Полякову или его братьям: Якову и Самуилу. И мало кто знал, что происходили они из семьи мелкого оршанского купца, промышлявшего одним из немногих доступных еврейскому предпринимателю того времени видов бизнеса — винным откупом.
Рожденный в 1842 году, Лазарь был третьим, младшим сыном в семье. Его средний брат, Самуил, благодаря хорошему знанию основ спиртопроизводства, сумел получить место управляющего на винокуренном заводе графа И.И. Толстого. Почувствовав, что молодой управляющий способен на гораздо большее, чем руководство простым заводом, Толстой подтолкнул паренька на путь, ведущий к богатству и процветанию, оформив на него генеральный подряд на сооружение Козлово-Воронежской железной дороги. В короткие сроки Самуил Поляков приобретает славу «железнодорожного короля». Из 7800 верст (1867-1869) железных дорог четверть пришлась на долю Полякова. Численность занятых на его стройках рабочих достигла 70.000, и, пожалуй, именно благодаря Полякову железнодорожное строительство в Российской Империи стало не каторгой, как ярко живописал Некрасов, а современным на тот период индустриальным предприятием. Именно у него начинал свою карьеру Лазарь Поляков. С 1865 года вместе с братом он принимал деятельное участие в прокладке железных дорог в России, выполнял поручения брата, вел подрядные работы, занимался финансами и копил акции.
Но кипучая натура Лазаря требовала самостоятельного дела. Уже в 1871 году он открыл свой первый банк, ставший по совместительству первым российским ипотечным финансовым учреждением — Московский земельный. Но на этом не успокоился: в 1872-м открылся Рязанский и Орловский коммерческие банки, после чего последовало награждение «за усердие и труды во благо Отечества» орденом «Анны III степени». 1 января 1873-го открылся в Москве «Банкирский дом Лазаря Полякова», объединивший все три банка.
В дальнейшем известный авантюризм, страсть к риску, увлечение чисто «игровыми» элементами предпринимательства стали для Полякова органичной частью его беспокойной натуры. Он неустанно дробил и вновь укрупнял свои банковские учреждения, создавал и тут же ликвидировал промышленные общества и товарищества, выпускал акции несуществующих предприятий и брал под них кредиты, которые тут же пускал в оборот, и т.д. Но исполнял он эти операции с таким скрупулезным соблюдением всех действовавших тогда законов, столь непринужденно и артистично, что даже самым злым завистникам и недоброжелателям не давал повода обвинить себя в нечестности, подлоге, обмане.
К началу 90-х годов XIX в. финансовая империя Лазаря Соломоновича Полякова находилась на самом пике своего могущества. Для финансиста такого масштаба, каким был Лазарь Поляков, России оказалось мало. Пора было выходить на международную арену. Объектом экспансии Лазарь Поляков выбрал Персию (современный Иран), с его шахом Наср-эд-дином у него наладились почти дружеские отношения. Уже в 1890-м Лазарь стал генеральным консулом Персии в Москве. А в 1894-м шах пожаловал ему титул барона. При этом Лазарь Поляков никогда не забывал о своем еврействе и нуждах евреев огромной Российской империи.
В 1879-м было учреждено Хозяйственное правление еврейской общины, которое возглавил Лазарь Поляков. На протяжении 35 лет возглавлял он Московскую еврейскую общину и активно содействовал становлению и развитию еврейских организаций. На его средства была построена хоральная синагога, открыта больница для бедных евреев. Он финансировал работу еврейской школы и ремесленного училища, состоял членом правления благотворительного общества, опекавшего московские тюрьмы. По его ходатайству при Центральной пересылочной Бутырской тюрьме была открыта молельня для евреев.
В 1883-м Л.С. Поляков обратился в городскую управу с просьбой разрешить возведение домашнего молитвенного дома. Разрешение было получено. В 1886-м губернское правление санкционировало строительство синагоги на указанном участке. В 1891-м новая хоральная синагога была построена, и община готовилась к торжествам освящения. Но в том же году министр внутренних дел представил Александру III доклад о выселении евреев из Москвы и Московской губернии.
В начале 90-х годов XIX в. еврейская община переживала тяжелые времена. Новое здание синагоги в Большом Спасо-Глинищевском переулке было закрыто на 15 лет. Руководство общины, несмотря на давление городской администрации, все же сохранило главный молитвенный дом, а в 1906 г. добилось разрешения на его открытие. Были проведены необходимые ремонтные работы. Освящение Московской хоральной синагоги состоялось 1 июля 1906 г.
В 1887-м Л.С. Поляков приобрел большой участок земли для расширения кладбища на территории современного Кутузовского проспекта, который проходит по территории былых московских некрополей, где еще в конце XVIII в. начали хоронить евреев. Там была построена синагога.
Вкладывая поистине гигантские суммы в благотворительность, Лазарь Поляков старался помочь как можно большему числу людей. Регулярно солидные суммы жертвовались им на развитие С.-Петербургского университета, ряда школ и приютов. Он строил в Москве дешевые и бесплатные квартиры. Построил и Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина, где один из залов носил имя Полякова). Он жертвовал значительные суммы на Румянцевский музей, а также был известен как попечитель Императорского Человеколюбивого общества в Москве.
Первые годы XX столетия ознаменовались тяжелейшим кризисом, поразившим промышленность и финансы страны... Фондовый рынок России залихорадило, курс акций большинства компаний катастрофически упал до номинала и ниже... Под ударами кризиса оказалась и «империя» Полякова. Большинство его банков стали неплатежеспособными, над ними нависла зловещая угроза банкротства.
В январе 1914 г. фактически разоренный, но не смирившийся и непобежденный Лазарь Соломонович Поляков обрел вечный покой. До последнего часа он остался верен своему призванию. Смерть настигла его в Париже, куда 72-летний банкир прибыл в поисках новых средств и деловых контактов. Раввин Яков Мазе сказал над телом покойного: «История русского еврейства не забудет, что среди нас жил человек с высоким умом и благородным движением сердца, служивший примером своим братьям. Своей жизнью он доказал, что можно быть истинным гражданином земли русской и вместе с тем верным подданным Всевышнего и Израиля»…
Evrey com
Комментарии:
Гость
Да, работай, были люди .Десятки раз бывал в Пушкинском музее, но не знал. Зто , конечно , не лагерь Гайдамака---- измельчали миллиардеры.
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!