Запылают ли в Израиле крематории?

 Давид Шехтер
 15 ноября 2007
 5734
В Израиле произошла очередная вспышка религиозной войны. Причем вспышка в самом что ни на есть прямом смысле слова. Первый в Израиле крематорий, построенный компанией «Алей шалехет», сгорел в одночасье ясным пламенем…
Произошел пожар случайно (дни стояли чрезвычайно жаркие) или кто-то приложил руку к уничтожению крематория – пока неизвестно. Но пожар не только стал причиной бурной перебранки между светскими и религиозными политиками, но и, по всей видимости, уже в самом ближайшем будущем повлияет на израильское законодательство.

Пожару предшествовала длительная борьба, которую вела организация «ЗАКА» с «Алей Шалехет». Активисты «ЗАКА» известны всем жителям страны, они прибывают на место каждого теракта и тщательно собирают останки жертв, разбросанные взрывом, чтобы похоронить их вместе с телами погибших. Следует подчеркнуть, что эту крайне неприятную миссию они исполняют совершенно бесплатно, из религиозных убеждений.

Иудаизм, как и все другие мировые религии, проповедует воскрешение мертвых и поэтому очень важно, чтобы в могиле находились все останки полностью. Похороненные в Эрец Исраэль «встанут» первыми, а некоторые каббалисты вообще считают, что воскрешение из мертвых будет касаться только тех, кто покоится в Святой Земле. Поэтому на протяжении веков стремились евреи если не жить, то хотя бы быть похороненными в Эрец Исраэль.

«ЗАКА» вела борьбу с «Алей шалехет» на протяжении трех лет – с самого зарождения компании. Полтора года назад руководитель «ЗАКА» Иегуда Меши-Захав, вместе с главой государственной похоронной компании «Хевра кадиша» равом Мордехаем Эльбоймом, подал в полицию Кфар-Саба жалобу на «Алей шалехет». В жалобе утверждалось, что, во-первых, в Израиле не существует закона о кремации и, во-вторых, частная фирма «Алей шалехет» не имеет официальных полномочий на деятельность в такой крайне деликатной сфере, как проведение погребальных обрядов.

По инициативе «ЗАКА» состоялось специальное заседание руководства верховного раввината с участием двух главных раввинов Израиля. В конце этого заседания был вынесен «псак Галаха» - религиозное постановление, запретившее хоронить на еврейских кладбищах Израиля урны с пеплом, оставшимся после кремации. Более того, это постановление отменяет для кремированного все законы траура для его родственников, и даже «шива» - траурную неделю. В соответствии с ним «Хевра кадиша» отказывается сегодня осуществлять захоронение урн с пеплом. Но «Алей шалехет» продолжала действовать, и поэтому на следующее утро после пожара Иегуда Меши-Захав констатировал – «Мы против любого насилия, но я не могу не приветствовать того, что случилось этой ночью».

Министр по делам религий Ицхак Коен (ШАС), также противник кремации, заявил после пожара, что намерен в ближайшее время созвать специальное заседание комиссии по вопросам захоронений и поставить «Алей шалехет» вне закона. Кроме религиозных соображений Коен привел еще один довод: «После Катастрофы, когда речь идет о сожжении тел евреев в крематории, сразу же возникают очень болезненные ассоциации. В еврейском государстве следует обойтись без крематориев. Тот же, кто хочет сжечь свое тело после смерти, может оставить завещание, чтобы это было сделано за пределами Израиля». После завершения летних каникул Коен намерен срочно провести в кнесете законопроект другого депутата от партии ШАС – Яакова Коена, запрещающий кремацию в Израиле. Законопроект предусматривает и санкции против его нарушителей – денежный штраф в размере 30.000 шекелей или тюремное заключение сроком до полутора лет.

Естественно, реакция ортодоксов не замедлила. Депутат кнесета от партии МЕРЕЦ Абу-Вилан направил министру внутренней безопасности Ави Дихтеру срочное послание, в котором потребовал немедленно провести полицейское расследование причин пожара и, если выяснится, что речь идет о поджоге, наказать виновных. Кстати, именно Абу-Вилан подал несколько месяцев назад законопроект, на основании которого семьям, пожелавшим кремировать останки своего близкого, «Битуах леуми» будет обязан выплатить необходимую сумму. Законопроект уже получил одобрение межминистерской комиссии по законодательству, и Абу-Вилан намерен в ходе зимней сессии Кнессета провести его во всех трех чтениях.

Абу Виллан и другие сторонники кремации обратили внимание общественности, что крематорий сгорел лишь после того, как стало известно его точное месторасположение. Хозяева «Алей шалехет» построили крематорий в глубокой тайне, замаскировав под обычное заводское здание. Даже жители небольшого поселка Хибат Цион в долине Хефер, где размещается крематорий, не имели понятия, что находится в промзоне поселка. Правда, вот уже несколько месяцев они страдали от жуткого запаха, доносившегося из промышленной зоны, но считали, что источником служит расположенный в ней завод по производству мясопродуктов. Крематорий обнаружил Иегуда Меши-Захав и рассказал о нем в интервью местной религиозной газете, издаваемой в районе Хадеры. Пожар произошел через неделю после публикации интервью с Меши-Захавом, поэтому, по мнению Абу-Вилана, полиция обязана провести тщательнейшее расследование на предмет умышленного поджога.

Известный писатель Йорам Канюк опубликовал пламенную статью в защиту права каждого гражданина страны выбрать такой способ захоронения, какой он считает наиболее подходящим для себя. «Я не хочу отдавать свое тело могильным червям и предпочитаю покинуть этот мир в виде кучки пепла, а не груды разлагающегося мяса», - написал Канюк. А в интервью радиостанции «Голос Израиля» он обрушился на противников кремации, назвав их «идиотами» и «придурковатыми шасниками». Выступавший сразу же после него министр Ицхак Коен не остался в долгу и констатировал, что Канюк «мелкий расист», а уровень его рассуждений соответствует не писателю, а пьянице, выползшему из бара.

На защиту Канюка и кремации немедленно бросился глава партии МЕРЕЦ Йоси Бейлин. Он поведал «городу и миру», что в завещании указал сжечь свое тело и, появляясь на всех возможных телеканалах и радиостанциях, не уставал возмущаться, до чего же докатилось государство Израиль, в котором граждане уже не вольны распоряжаться своим телом даже после смерти.

Я не знаю, чем завершится очередной виток продолжающейся уже многие годы религиозной войны. Но вне зависимости то того, сумеет «Алей шалехет» восстановить крематорий, а политики из МЕРЕЦ в законодательном порядке закрепить существование кремации в Израиле или же религиозным депутатам удастся торпедировать все эти попытки, ясно одно – впереди нас ждут бурные общественные дебаты. И вне зависимости от того, чем они закончатся, всем нам – и светским, и религиозным жителям Израиля, будет очень жарко.

Давид Шехтер, Израиль

Обращаясь к руководству "Хевра Кадиша" раввин Лазар посоветовал обратить особое внимание на усиление разъяснительной работы среди российских евреев, цель которой избежать неразрешенную Галахой, кремацию тел умерших.

Раввин Лазар выразил большое сожаление, что в России существует немало еврейских семей, которые не осознают всей строгости запрета, которую накладывает еврейская религия и еврейские национальные традиции на акт сожжения тел.

Дать комментарий Довида (К праху своему вернусь, это одна из основных традиций еврейского народа)



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции