Пост 17 Тамуза (3 июля 2007г.)

 
 24 июля 2007
 2944
Разбиение Скрижалей на горе Синай Взятие Иерусалима римлянами во времена Второго Храма Начало траурного трехнедельного периода «Бейн-га-Мецарим»*
Огонь очищения Две величайшие национальные трагедии – разрушение Храма и Катастрофа – связаны с огнем. В частности, поэтому Катастрофу еврейства во время Второй мировой войны иногда сравнивают с огнепалимой жертвой или жертвой всесожжения – «ола», которая сжигалась на жертвеннике и целиком возносилась к Всевышнему, что нашло отражение в другом названии – Холокост (**). 17 Тамуза, во время разрушения Храма (I в. н.э.) пострадал наш самый главный духовный символ, о котором в свое время было сказано («Шмот» или «Исход», 13:13): «И сделают Мне святилище, и Я буду обитать среди них». Разрушение Храма стало знаком удаления Шхины – явного присутствия Творца – из среды еврейского народа. Но тогда, по выражению Мудрецов, которые были свидетелями и очевидцами трагедии, Всевышний обратил свой гнев, прежде всего, «на дерево и камни». И хотя события, связанные с Разрушением, сопровождались вооруженной борьбой, что привело к многочисленным жертвам, главной потерей стал все же сам Храм. Спустя почти два тысячелетия, во время Катастрофы, главной жертвой стали 6 миллионов евреев. И никакие компенсации, и денежные выплаты не смогут смягчить или хотя бы ослабить чувство утраты. Символом Катастрофы стало восстание в Варшавском гетто. Памятную дату, связанную с этим героическим эпизодом, отмечают весной, когда читается глава «Ахарей», в которой рассказывается о трагической гибели двух сыновей первосвященника Аарона. О них сказано, что во время храмовой службы они вошли в самые внутренние покои Храма (Скинии) – Святая святых – и в результате погибли. Традиция по-разному оценивает это событие. Согласно одной точке зрения, их гибель стала результатом собственной ошибки или оплошности, т.к. они «принесли чуждый огонь», который не был им заповедан («Ваикра» или «Левит», 10:1). Их служба была связана со святостью Храма, а со святыми вещами не шутят. Это послужило основанием для того, чтобы Писание даже называло их «грешниками». Но есть иная точка зрения, согласно которой сыновья Аарона погибли потому, что, войдя в Святая святых, стремились к наибольшей святости, и Всевышний забрал их святые души. Это подтверждает и мидраш, который рассказывает, как Моше утешал брата Аарона такими словами: «Аарон, брат мой! Я всегда знал, что служение требует святых жертв. И я полагал, что такой жертвой стану либо я, либо ты. Но теперь вижу, что твои сыновья еще более праведные и святые люди, чем мы с тобой». Символично, что сыновья Аарона погибли от… огня, который буквально сжег их тела, но не тронул души. Сама Тора называет их («Ваикра» или «Левит», 10:6): «сожженными Всевышним». Это напоминает Катастрофу, в огне которой погибли 6 миллионов наших собратьев, причем многие из них тоже были сожжены, как сыновья священника Аарона. Далеко не все эти люди в жизни были безгрешны и преданы еврейству. Кто-то гордился своим еврейством, некоторые вели религиозный образ жизни. Но многие были далеки и от еврейства, и от еврейской веры, считая себя истинными немцами или французами, или русскими «еврейского происхождения». Много при желании можно предъявить им претензий, как и сыновьям Аарона. Но их трагическая гибель во имя еврейства сделала их святыми и вознесла до уровня великих праведников прошлого. Вспоминая их, мы можем только повторить слова утешения, сказанные Моше своему брату. Но пример сыновей Аарона также учит нас иначе относиться к трагедиям прошлого и настоящего, видеть в них не только повод для скорби. Традиция подчеркивает, что во всех наших трагедиях заключен позитивный импульс. Холокост – это не только великая Катастрофа, но и великая заповедь для тех 6 миллионов праведников, которые отдали свою жизнь во имя еврейства и освятили имя Творца.** В огне погибли Первый и Второй Храм, но он будет возвращен нам Творцом так же в огне. Тогда все наши печальные и траурные даты, которые мы сегодня отмечаем постами и покаянными молитвами, станут праздничными, а посты – днями веселья и радости. С приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни! (*) 21 день между 17-м Тамуза и 9-м Ава названы днями Бейн га-Мецарим («Между теснинами»). (**) Холокост (греч.) – жертва всесожжения. Поэтому люди, настроенные враждебно к еврейскому народу и имеющие свой, отличный от общепринятого, взгляд на события Второй мировой войны, не любят употреблять этот термин за его возвышенный, сакральный характер. * С этим днем связано пять главных трагических событий. Кроме двух вышеупомянутых, еще в этот день прекратилось регулярное жертвоприношение (тамид), злодей Апустумус сжег свиток Торы, и идол был внесен в Храм. ** К сожалению, и в наши дни многие в израильском обществе, как среди священнослужителей, так и среди политиков и сионистских лидеров, прежде всего, видят в Катастрофе не великую национальную трагедию, а вину (!) и даже расплату за грехи (!!) самих евреев, причем, в первую очередь, ашкенази (европейских общин). Делая подобные громкие заявления (не имея на то никакого морального права), эти люди как бы отделяют себя от всего еврейского народа, его бед и испытаний, выводя себя за рамки «общины народа Израиля».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции