Мэрил Стрип - шофер и добытчик денег
Марина Гордон, Россия
24 июля 2007
3270
Ее называют «женщиной с тысячью лиц»,
«актрисой-хамелеоном» и самой
интеллектуальной звездой Голливуда
Она родилась 22 июня 1949 г. в городе Саммите (Нью-Джерси), в семье служащего фармацевтической компании и художницы. Предки Мерил были испанскими евреями, эмигрировавшими в Голландию в XV в. Оказавшись в новой стране, они, не зная языка, подписывались черточкой, отсюда и фамилия Стрип.
В США Мэрил получила начальное образование в воскресной школе. Впрочем, оттуда ее в 12 лет вышибли за плохое поведение, чему сама Мэрил — тогда еще Мэри Луиза — была несказанно рада. Под «плохим поведением» следует понимать проснувшуюся страсть к драматическому искусству: в школе Мерил постоянно смешила одноклассников, пародируя учителей, а дома брала бабушкин карандаш для глаз и рисовала морщины на щеках. «Хотелось почувствовать, как это — быть бабушкой. У меня до сих пор хранится фотография, где я, 10-летняя девочка, съежившись, сижу в кресле с невероятно печальным выражением лица — так сказать, пребывая в образе», — вспоминает актриса.
Мэри Луиза слыла гадким утенком: темные волосы, очки, длинный нос. Став старше, принялась ломать стереотипы: перекрасилась в блондинку, сменила очки на контактные линзы, но на нос так и не покусилась. «Я вовремя поняла, что мой нос — мой характер». Характерных актрис на американской сцене, изобилующей красотками, немного, поэтому еще в годы учебы в Йельском университете на отделении драмы Мэрил была нарасхват. «В начале каждого месяца мы выстраивались в линейку, и преподаватель выбирал, кто будет играть. Из всего класса выбирали всегда одних и тех же. Я всегда была в их числе» Однокурсницы завидовали, Мэрил переживала и даже жаловалась аналитику. Тот обещал, что проблемы скоро закончатся, и оказался прав. До фанфар, признания и побед оставались считанные месяцы.
Ясным декабрьским утром 1975-го, когда вся Америка была охвачена предпраздничной лихорадкой, в квартире Мэрил зазвонил телефон, и директор Public Theater в Нью-Йорке Джозеф Папп предложил начинающей актрисе главную роль в постановке «Око за око». Он спросил, нет ли у нее желания сыграть французскую принцессу в «Генрихе V» — сразу две роли, причем Папп даже не знал, сможет ли новенькая, не споткнувшись, пройти по сцене.
С пьесы «Око за око» начался грустный роман с актером Джоном Кейзелом, более известным как Фредди Корлеоне из «Крестного отца» Копполы. Влюбленные уже подумывали о свадьбе, когда у Кейзела обнаружили саркому. Как назло, Джон вместе с Мерил и своим другом Де Ниро был в тот момент утвержден на одну из ролей в знаменитом фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей» (1978), получившем впоследствии пять «Оскаров». О съемках не могло быть и речи. Однако Де Ниро поставил условие: если Джон не будет сниматься в картине, то его продюсеры тоже не увидят. Джон остался. Впоследствии его роль была почти полностью вырезана.
Это был их единственный совместный фильм: умирающий Джон Кейзел и собравшая всю волю в кулак Мерил Стрип. Трагедия солдата, воевавшего во Вьетнаме, и неизлечимо больного актера слились воедино. Мерил использовала все возможности, стараясь отвлечь Джона от роковой неизбежности. Вместе они проводили вечера, читая его любимые книги и совершая прогулки.
Однако актрису ждали съемки. Еще до болезни Джона она подписала договор об участии в телефильме «Холокост» (1978). Проект получил 8 премий «Эмми», в том числе и за лучшую женскую роль, Но на церемонии вручения Стрип не появилась — Кейзелу оставалось жить две недели. Мерил переехала к нему в больницу, став заботливой сиделкой и последним утешением. Кейзел умер 12 марта 1978 года в возрасте 42 лет. Его смерть совершенно опустошила Мерил. В интервью полгода спустя она призналась: «Что бы я ни делала, во мне живет боль. Она оставляет отпечаток на всем, что происходит»…
Однако живым нужно продолжать жить. Год спустя Мэрил получает первый «Оскар» за роль второго плана в картине Роберта Бентона «Крамер против Крамера», работает с Вуди Алленом над фильмом «Манхэттен» и одновременно ищет новую квартиру. Скульптор Дон Гаммер, друг ее брата, предложил ей свою мастерскую. Сам он намеревался какое-то время провести в Европе. Когда Дон вернулся, Мэрил собралась было тихонько съехать, но радушный хозяин предложил ей остаться в небольшой комнатке при мастерской. Брак Стрип и Гаммера оказался одним из самых прочных в Голливуде. Результатом стало рождение четверых детей, — Генри, Мэри, Грэйс и Луизы. Мысли оставить карьеру у Мэрил не возникло, но возможность быть вместе с домашними стала с тех пор одним из главных условий ее контрактов. Раннее детство Генри, старший сын Мэрил, провел в Нью-Йорке и Техасе, в первый класс пошел в Африке, а закончил его в Англии, второй — в Коннектикуте, третий — в Австралии, четвертый — в Лос-Анджелесе, следуя за маршрутами маминых съемок. Так бы, наверно, и продолжалось, если бы в один прекрасный день парень не заявил родителям: «Хватит! Мне надоело везде быть новеньким!» Эпоха переездов закончилась: семья обосновалась в Коннектикуте, и лишь в 2001-м перебралась в Нью-Йорк.
За это время Мэрил сыграла множество ролей и получила вторую бронзовую статуэтку за главную роль в фильме Алана Пакулы «Выбор Софи» (1982). Ее героиней стала узница концлагеря, которой пришлось выбирать, кому из ее детей остаться в живых. Нестандартный имидж Стрип позволял ей уходить от традиционных голливудских клише, непременных для «звезды» и не бояться тяжелых образов в серьезном кино. Впрочем, юмор ей тоже никогда не был чужд: в комедии «Мой любовник» она с блеском сыграла женщину, совмещающую амплуа врача-психотерапевта и еврейской мамы. Для того чтобы создать живой узнаваемый образ, актрисе пришлось набрать вес, купить подходящую одежду и много ожерелий, которые ее героиня все время меняет по ходу действия.
Считается, что после 35 лет карьера актрисы в Голливуде идет на убыль. Мэрил Стрип легко опровергает это мнение: она одинаково хороша и в «Адаптации» с Николасом Кейджем, и в «Часах», где ни Джулиана Мур, ни даже Николь Кидман, самая талантливая и дорогая из сегодняшних кинодив, не в силах ее переиграть. Стрип органична, остроумна, свободна, революционна. Она может все. Невзрачная старлетка в мрачной комедии «Смерть ей к лицу»; фермерша, истосковавшаяся по любви в «Мостах округа Мэдисон»; сразу три роли, из них одна мужская (!) в «Ангелах Америки»; стервозная коммандос от фэшн-индастри, швыряющая в секретаршу норковым манто в фильме «Дьявол носит Prada» Давида Франкеля. И все — безукоризненно.
— Я настойчиво рекомендую каждому, чтобы его сыграла Стрип. Если муж обманывает вас с соседской девицей, зовите Мэрил сыграть вас. Если вашего ребенка похитит дикая собака динго, звоните Стрип: ей поверят, а вам вряд ли, — пошутил кто-то из гостей, приглашенных в знаменитый зал театра «Кодак» (того самого, где раздают «Оскаров», «Эмми» и «Грэмми»), на банкет в честь вручения актрисе «Золотой звезды» (премии Американского института кино). Награда присуждается не за текущие успехи, а за все, сделанное в течение жизни, и ценится выше всех упомянутых призов вместе взятых. Первым ее получил легендарный Джон Форд, и с тех пор она переходила в руки таких титанов, как Билли Уалдер, Альфред Хичкок, Грегори Пек, Джеймс Стюарт. Теперь она по праву досталась Мерил Стрип.
Той самой Мэрил, которая когда-то перевоплощалась в старушку при помощи бабушкиной косметики. Той самой Мэрил, которая, появляясь на публике, надевает голубые мини-очки и блузку с наивной розочкой. А еще она сама гладит себе рубашки, утверждая, что это непревзойденный способ релаксации, избавляющий, вдобавок, от опьянения славой. Лучше Мэрил с утюгом управляется только ее дочь Грейс.
Дома королева фабрики звезд чувствует себя так же, как все остальные матери больших детей, не всегда прислушивающихся к родительскому мнению. «Я шофер и добытчик денег», — говорит она, впрочем, как обычно, замалчивая собственные достижения. Отнюдь не все отпрыски голливудских мам ухитряются вырасти без наркотиков, побегов из дома и проблем с полицией, а дети Мэрил и Дона счастливо избежали подобных примет взросления, равно как и стыда за родительские выходки. За тридцать лет без малого — ни одного приличного адюльтера, с ума сойти! Папарацци много раз пытались подловить Мэрил на флирте с коллегами, но получалось как-то невнятно и неубедительно. «Я восхищен ею, но роман… нет, невозможно» — вот и все, что поведал Клинт Иствуд, главный мастер многозначительного взгляда журналистам, ждущим сенсации после совместной работы в «Мостах округа Мэдисон». Недавно в одном из интервью Мэрил спросили, в чем секрет удачного брака. «В доброй воле, гибкости, и… умении вовремя заткнуться», — ответила она. Шутки шутками, но четверо детей и двенадцать номинаций на «Оскар» — более чем серьезно, особенно когда все эти достижения иллюстрируют одну женскую судьбу.
22 июня Мэрил Стрип, удостоившая своим участием Московский международный кинофестиваль, получила подарок ко дню рождения — премию Станиславского «Верю». Несомненно, именно так воскликнул бы великий драматург, увидев ее игру. Кстати, Билл Клинтон недавно заявил, что, если о нем задумают снять фильм, он предпочел бы, чтобы его сыграл Том Хенкс, а Хиллари — Мерил Стрип. Так что, возможно, мы еще увидим кино, где первая леди Голливуда исполнит роль первой леди Америки.
Подготовила
По материалам российских СМИ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!