Дорога к храму

 
 24 июля 2007
 3005
2-ая Книга Пятикнижия — «Шмот» («Исход»)
2-ая Книга Пятикнижия — «Шмот» («Исход») Глава «Тецаве» — «А ты повели» Тема: Благотворительность Приношения или отчисления (трума), которые пошли на изготовление передвижного Храма Скинии (мишкан), стали прообразом института взаимопомощи, который поддерживал беднейших членов общины и помог выжить всему еврейскому народу в многовековых скитаниях. Помощь ближнему существует в еврейских общинах и в наше время, а принцип взаимопомощи был заимствован у нас окружающими народами, и дал начало множеству благотворительных организаций по всему миру. Больше чем подаяние В еврейской традиции есть две близкие по смыслу заповеди: заповедь благотворительности (гмилут-хасадим), которая предписывает помогать ближнему по мере возможности, и собственно заповедь давать милостыню (цедака). И все же, по словам мудрецов, заповедь благотворительности по трем пунктам превосходит обычное подаяние: жертвование обычно делают деньгами, а помощь ближнему можно оказать в любой форме (едой, одеждой, мебелью — тем, в чем нуждаются); милостыня дается только нищим, а безвозмездную помощь мы обязаны оказывать каждому, кто в ней нуждается, даже если он сам по себе состоятельный человек; по субботам и в дни праздников помочь можно дельным советом и обещанием дать денег после святых дней; и, наконец, милостыню дают только живым, а милосердие можно проявить и по отношению к покойному. (Вавилонский Талмуд, трактат «Сукко») Высшее милосердие — ссуда Разными способами можно помочь ближнему, если он оказался в нужде. Но самый благородный и тактичный — это дать ему денег взаймы, чтобы он смог встать на ноги. Тем более что Тора категорически запрещает брать какие-либо проценты или иную мзду, даже в скрытом виде. Такая форма помощи не унизительна, а сам человек при этом не чувствует себя ущербным и ощущает себя равноправным членом общины. Дополнительный отрывок «Захор» — «Помни, что сделал тебе Амалек» Амалек — один из потомков Эсава, глава древнего племени, ставшего символом антисемитизма. Тора считает его поступки вызовом самому Творцу, и только в отношении этого племени предписывает войну до полного истребления. Помни! «Помни, что сделал тебе Амалек …» — «Не забудь»! (Из «Дварим» или «Второзаконие», 24:17) Как понять эти два повеления, которые дает нам Тора? Ведь на первый взгляд это одно и то же! Объясняют наши мудрецы: «Помни» — устами, повторяя этот отрывок из Торы, в котором упоминается Амалек. «Не забудь» — в сердце. Почему сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек» — лично тебе, а не всему еврейскому народу»? Потому, что Амалек, подобно псу, рискует вредить лишь тем, кто отделяет себя от остального народа Израиля, и если и нападает, то только на отстающих. На примере этого злодея Всевышний учит, что наша сила в единстве и сплоченности. (Сборник «Итурей-Тора») Сотри память о нем! Гаон рабби Гершель, когда пробовал гусиное перо (кулмус) перед тем, как править святые тексты, писал имена наших лютых врагов, Амалека или Амана, чтобы потом их стереть. Так на практике он выполнял заповедь «сотри имя Амалека». Тоже один из возможных вариантов. Глава «Ки Тиса» — «Когда исчислишь» Родственная связь Отношение Всевышнего к еврейскому народу сравнивают с отношением любящего отца к единственному сыну. Именно этот смысл заложен в словах Торы («Шмот» или «Исход», 19:5): «и будете Мне народом желанным (избранным) из всех народов». «Прощающий грех и преступление» Обращаясь к Всевышнему с просьбой о милосердии, мы перечисляем «тринадцать качеств Высшего милосердия» (отсюда следует, что число 13, с точки зрения еврейской традиции, можно считать благоприятным). Среди них мы упоминаем «Прощающий грех и преступление». Но дословно в Торе сказано: «несущий наши грехи и преступления». Всевышний не просто милостив и готов прощать. Только Он один способен даже наши грехи поднимать до уровня служения, как сказано: «Тому, кто глубоко и искренне раскаивается, прошлые грехи засчитываются как заслуги». (Баал-Шем-Тов) Тема: богатство и бедность Две двери Чертог богатства (аширут) располагается как раз в точности между Ган-Эден и Гейином (еврейские аналоги Рая и Чистилища), так что одна дверь ведет в Ган-Эден, а другая — в противоположную сторону. И с равной вероятностью можно попасть в любую, а выбор — за самим человеком. (Алтер Ребе) Доброе слово в защиту олигарха Сегодня принято весьма критически и настороженно относиться к т.н. олигархам и просто богатым людям. Конечно, иногда такое отношение можно понять… Но вот у нас другой пример, уже из Талмуда (трактат «Эрувин», 86-а), где сказано, что «Реби (рабби Иегуда-га-Наси) весьма уважительно относился к богатым людям». Причем справедливости ради надо отметить, что он был одним из богатейших людей своего времени, но дело не в этом. Причина такого отношения кроется в другом. Ведь если Всевышний, рассуждал Ребе, посылает человеку богатство (а богатство, как и все остальное, дается нам свыше), то это означат, что Он видит в нем достойного партнера, способного использовать эти деньги во благо. Так почему бы ни относиться с уважением к человеку, которому свыше оказано такое «доверие» и ниспосланы большие возможности?.. Другой вопрос, как сам он распорядится и тем, и другим. Главы: «Ваякгель» — «И созвал» и «Пекудей» — «Вот исчисления» Дополнительный отрывок: «Гаходеш» — «Этот месяц» Тема: единство народа Израиля (ахдут). Шаббат Хазак. В Торе существует предписание собирать весь еврейский народ в Иерусалиме раз в семь лет на праздник Суккот, когда сам царь читал собравшимся последнюю 5-ю Книгу Торы — «Книгу назиданий», укрепляя веру во Всевышнего и воодушевляя на изучение Торы и исполнение заповедей. В этом ритуале выражалось особое духовное единство еврейского народа. Двоим лучше, чем одному Когда между двумя многолетними деловыми партнерами разгорелся cпор, они решили пойти к 4-му Любавичскому Ребе Шмуэлю, чтобы он их рассудил. Учитель дал им следующий совет: «Прежде чем ответить, я задам вопрос. Вот, мудрецы говорят, двоим благоволит удача. И еще: двоим лучше, чем одному. Но ведь, с другой стороны, сказано: «Когда двое готовят, варево получается ни горячим, ни холодным». Как все это можно объяснить? Двум партнерам сопутствует удача, когда между ними царит мир и согласие. Поэтому и говорится, что именно двоим лучше, когда они действуют вместе, сообща, как один человек. Но если между ними кипят страсти и раздор, тогда им не дается благословения, и в этом случае им лучше расстаться. Выслушай, сын мой, наставления отца твоего! Какие великие тайны и сокровенные истины мог передать 5-й Любавичский Ребе, рабби РАШАБ (рабби Шолом Дов-Бер) своему сыну рабби Йосефу-Ицхаку, будущему 6-му Любавичскому Ребе, рабби РАЯЦу? Один очень простой, но весьма трудный для исполнения совет: «Если ты за весь день не сумел помочь ни одному еврею — считай, что день прожит зря. И это даже при том, что он был наполнен молитвами и изучением Торы! Поэтому во время утренней молитвы проси Всевышнего, чтобы Он … послал тебе благословенную возможность помочь другому». Все лучшее – Б-гу! «А те женщины, которые владели этим искусством, пряли прямо на козах» (35:26) Традиция поясняет: женщины, вместо того, чтобы состричь шерсть с коз, стали прясть нити прямо на животных, так как умели это делать. Из этой пряжи они потом готовили ткани для Храма. Зачем было прясть козью шерсть прямо на животных? Женщины сами догадались, что такое умение следует каким-то образом использовать для служения Творцу, в данном случае – для приготовления шерстяной ткани для Храма. Как сказано: «Все самое лучше – для служения Б-гу». Это указание для каждого человека, наделенного каким-либо талантом и умением. Свой Б-жий дар он просто обязан использовать во благо, для служения Творцу и людям. А учимся мы этому на примере праведных еврейских женщин. (Из бесед Ребе) 3-я Книга Торы «Ваикра» или «Левит» Глава «Ваикра» — «И возвал» 3-я Книга Торы посвящена главным образом изложению законов храмовой службы и порядку жертвоприношений. А служба в Храме — один из трех столпов, на которых держится весь мир. Самая лакомая часть жертвы — «алья» (курдюк). Но порой в курдюке застревает здоровенная колючка и портит все дело. Так Ребе РАЯЦ отзывался об испытании богатством, которое сравнивал с жирным и аппетитным бараньим курдюком.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции