Пурим выше Йом-Кипура?
Эстер Кей, Израиль
24 июля 2007
2680
Казалось бы, нет дня, более святого и возвышенного, чем День Искупления. Однако же нам показывают, что само слово «Кипурим» может быть прочитано как «Ке-Пурим», то есть подобный Пуриму. Близость ко Всевышнему, достигаемая в День Искупления постом и молитвой, перекрывается уровнем близости, который мы обретаем в Пурим – день веселья, праздничной трапезы, бесконечных угощений и лехаймов, шуток и даже шутовства, переодеваний и театральных представлений...
Казалось бы, нет дня, более святого и возвышенного, чем День Искупления. Однако же нам показывают, что само слово «Кипурим» может быть прочитано как «Ке-Пурим», то есть подобный Пуриму. Близость ко Всевышнему, достигаемая в День Искупления постом и молитвой, перекрывается уровнем близости, который мы обретаем в Пурим – день веселья, праздничной трапезы, бесконечных угощений и лехаймов, шуток и даже шутовства, переодеваний и театральных представлений...
Колоссальная сокровищница хасидской мудрости, которую мы черпаем из толкований Ребе на «Мегилат Эстер», сообщает нам Б-гобоязненность не меньшую, чем изучение внутреннего смысла Йом-Кипура. От Эстер мы учимся, что не перед царями земными нужно трепетать, а перед одним лишь Владыкой мира. Что можно быть самой красивой и привлекательной безо всякой косметики и тренажерного зала, да и какие тренажеры на голодный желудок? Эстер постилась три дня, внешняя красота ее, прямо скажем, могла быть поставлена под сомнение. Но царский скипетр протягивается к ней... спасение приходит ко всему народу. Наше существование сверхъестественно! Долой причинно-следственные связи! Логика, отправляйся на свалку истории!
И вот еще один нелогичный момент, связанный с кануном Пурима и субботой Шкалим:
Во времена существования Храма была такая обязанность, как жертвование половины шекеля серебром на нужды храмового служения, помимо прочих индивидуальных взносов.
Мы видим, что предметам Храма вообще-то свойственна цельность, например, менору – семисвечник – Моше должен был изготовить из цельного куска золота, животные для жертвоприношения должны были обладать свойством непорочности, цельности, даже инструменты и сами люди (коэны) должны были нести на себе печать совершенства. Почему же здесь нам заповедано приносить половину, а не целую меру серебра?
Оказывается, тут сокрыта тайна. Дело в том, что человек, жертвующий половину шекеля, тем самым показывает, что он не самодостаточен, что он – лишь половинка. Вторая половина, его дополняющая, – это Б-г. Человек понимает, что без Б-га не может прийти к цельности, и тогда он становится благодаря этому осознанию цельным.
Через это качество обретается высокое достоинство, умение открывать Единство Б-га в мире многообразном и расчлененном. В результате этот мир становится менее ущербным и приближается, в свою очередь, к своему совершенству, к Эре Мошиаха.
И, конечно, говоря о Пуриме и об Адаре, нельзя не вспомнить его эмблему – резвящихся рыбок. Некоторые хозяйки даже халы к пуримской трапезе выпекают в форме рыб. Хотя этот день не является йом-товом (праздником), во время торжественной трапезы горят свечи. Хозяин, гости, дети – все подтягиваются к обеду не организованным порядком, а как придется: один прибегает с военной базы, где раздавал солдатам шалахмонес, другой врывается загримированный прямо со спектакля, третий забрался в коробку из-под сладостей и там и заснул... Гости запаздывают, возможно, ошиблись дверью и забрели к кому-то другому... Каждый занят тем, кому бы что подарить, чем порадовать. В дверь стучат просители, ряженые, баянисты, всем положено подавать и всех угощать.
Постучимся и мы в дверь небесной канцелярии и попросим полагающуюся нам Геулу.
И ЕСЛИ ВМЕСТО НЕЕ НАМ ПРЕДЛОЖАТ КАЛАЧИ ДА ПРЯНИКИ - СКАЖЕМ, ЧТО НЕ СОГЛАСНЫ И ЧТО НАМ НУЖЕН ТОЛЬКО МОШИАХ...
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!