Еврейский навигатор
Раввин Довид Карпов
24 июля 2007
2741
Один из важных принципов учения Баал-Шем-Това гласит: все, что происходит с нами, и чему мы оказываемся вольными или невольными свидетелями, служит знаком и указанием свыше в нашем служении. А дальше уже каждый должен сам постараться «расшифровать» это послание и сделать для себя соответствующие выводы.
Один из важных принципов учения Баал-Шем-Това гласит: все, что происходит с нами, и чему мы оказываемся вольными или невольными свидетелями, служит знаком и указанием свыше в нашем служении. А дальше уже каждый должен сам постараться «расшифровать» это послание и сделать для себя соответствующие выводы.
Раньше ведь как бывало? Еврей целый год копил деньги, чтобы в один прекрасный день запрячь свою ледащую лошаденку и отправиться по российским ухабам в долгий путь к Ребе. Так сказать: из Хаславича в Любавич. Теперь это делает за нас авиация, но суть, конечно же, от этого не меняется.
Когда я с детьми отправлялся к Ребе в Нью-Йорк на 10 Швата, я многого ожидал от этой поездки. Но один из самых важных и неожиданных уроков получил прямо в аэропорту Кеннеди, где меня встречал двоюродный брат. Оказалось, что с момента последнего визита технический прогресс успел сделать очередной рывок. Мой брат приобрел последнюю новинку, плод американских военных технологий — навигатор. На экране размером с ладонь можно видеть все улицы города и местоположение своей машины на одной из них. Приятный голос предупреждает о ближайшем повороте и всех других особенностях трассы. А если ты задал конечный пункт, то навигатор сам проложит наиболее удобный маршрут и проведет тебя по нему. Остается только крутить руль, выполняя все его указания и по возможности не нарушая правила дорожного движения.
Брат, технически подкованный в таких вопросах, охотно пояснил, что этот навигатор, по сути, — передатчик, положение которого определяется по трем точкам с трех спутников. Он еще долго расписывал достоинства этого чуда техники, а мне, памятуя вышеупомянутой принцип Баал-Шем-Това, вот какая мысль пришла в связи с этим в голову.
Ведь наше сердце по существу тоже такой «передатчик», настроенный на особую еврейскую волну. И его положение так же определяется «с неба», т.е. свыше по трем «точкам» — трем заповедям, лежащим в основе еврейской жизни: раскаяние (тшува) и занятия Торой, молитва (тфила) и помощь ближнему (цедака).
Именно эти заповеди мы чтим во время праздника Рош га-Шана, когда наверху выносится приговор и определяется наша судьба на будущий год, как об этом сказано в праздничных молитвах: «Но раскаяние, молитва и добрые дела отменяют дурное предначертание!»
И куда бы еврей ни шел, на какой бы житейский перекресток ни попал, всюду его духовное положение фиксируется свыше по этим трем пунктам. Главное — правильно задать «конечный пункт». Перефразируя известный афоризм, можно сказать: куда бы ты ни шел, знай, что ты движешься навстречу Мошиаху.
Именно так следует прокладывать еврейский маршрут на своем жизненном пути. И уже Ребе подсказывает нам, где сделать нужный поворот и как лучше выбраться на скоростную трассу («хайвей»), чтобы как можно скорее добраться до конечно пункта — Мошиаха, и окончательного Избавления уже в эти дни.
Фото Ильи Долгопольского
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!