Книжная лавка
Ведущая рубрики Ирина Любавина, Россия
24 июля 2007
3441
Общая родина
Biographia literaria
«Полунейтральное» общество и его развитие
Общая родина
М. Бен Порат. Вернуться из Вавилона. Иерусалим: Лира, 2006
Книга «Вернуться из Вавилона» — это документальный рассказ организатора и участника исторических событий о том, как в результате операции «Эзра и Нехемия» удалось вывезти более ста тысяч евреев из Ирака, живших там со времен Вавилонского пленения.
Автор книги Мордехай Бен Порат, репатриировавшийся из Ирака в 1945 году после окончания школы, избрал военную карьеру и вскоре стал разведчиком номер один в Ираке. В 1949-м под чужим именем вернулся в Багдад – город своего детства и начал подготовку к вывозу из Ирака всех евреев, желавших репатриироваться в Эрец Исраэль. В обращении к русскоязычным читателям Мордехай Бен Порат написал: «Два исхода, и две волны репатриации: российская и иракская… Преодоление и укоренение на Земле Израиля. Наши судьбы во многом похожи: и вам, и нам было непросто оставлять страну, в которой жили многие поколения наших предков. Теперь у нас с вами общая родина, общая судьба, общая жизнь на земле, где когда-то жили наши праотцы, и где будут жить наши дети, внуки и правнуки. Мы с вами должны больше знать друг о друге!»
Мордехай Бен Порат — видный общественный и политический деятель, был послом Израиля в Ираке и Иране, а сегодня возглавляет в Ор-Иегуде Центр культурного наследия вавилонского еврейства, чья история насчитывает более 2500 лет.
Biographia literaria
Л. Лосев. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей).
Книга вышла к 10-летию смерти Иосифа Бродского (1940–1996), выдающегося поэта, лауреата Нобелевской премии. Автор – давний знакомый Бродского, известный поэт и филолог Лев Лосев. Биографическая канва выстроена преимущественно на основе воспоминаний и высказываний самого Бродского, по мере необходимости дополняемых другими источниками. В основном это обозрение не частной жизни поэта, а его жизни и поэзии в отношении к эпохе, литературе, культуре и философии, biographia literaria.
Жизнь поэта была полна драматических поворотов. На его долю выпали годы бедности и непризнания, ссылка, эмиграция и громкая всемирная слава. При этом он сам, «русский поэт и американский гражданин», главным для себя всегда считал творчество, стоящее вне государственных границ. Это неразрывное единство жизни и творчества отражено в книге Л.Лосева. Подробно освещая жизненный путь своего героя, автор не меньшее внимание уделяет анализу его произведений, влиянию на него других поэтов и литературных школ, его мировоззрению и политическим взглядам. В изложении Лосева, свободном от полемических перекосов и сплетен, Бродский предстает наследником великой русской поэзии, которому удалось «привить классическую розу к советскому дичку».
«Полунейтральное» общество и его развитие
Я.Кац. Исход из гетто. Москва: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2007
И название книги, и подзаголовок «Социальный контекст эмансипации евреев, 1770–1870» указывают на цель, с которой она была написана: рассказать о том, как евреи, жившие вплоть до конца XVIII века в гетто, на задворках общества, предпринимали первые шаги по интеграции в жизнь европейских народов. В классическом труде выдающегося израильского историка и социолога Якова Каца (1904–1998) выход евреев из социальной и культурной изоляции рассматривается в контексте кардинальных изменений в общественно-политическом климате Центральной и Западной Европы в конце XVIII — первой половине XIX веков. Верный своей методологии социальной истории, Кац стремится определить, как повлияли эти изменения на различные стороны жизни европейских евреев: на их религиозные воззрения, нравственные и общественные идеалы, контакты с нееврейским окружением, общинную автономию, гражданский статус, профессиональную деятельность.
Особое место в исследовании Каца занимает разбор новых идеологий, сформировавшихся в этот кризисный период и определивших в конечном итоге облик современного еврейства — «гаскалы», реформизма и ортодоксии. Проведенный историком анализ позволяет выявить характерные черты эмансипированного еврейства, отличающие его как от традиционной общины, так и от христианского окружения.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!