Вернуться к истокам

 Биньямин Нетаниягу, Израиль
 24 июля 2007
 2669
Нашу привычную жизнь разбудила сирена — сигнал тревоги. Я имею в виду ужасное и невыносимое убийство 13-летней девочки — Таир Рады. Она была убита в стенах школы — самом надежном и защищенном для детей месте, как все мы полагали до сегодняшнего дня.
Нашу привычную жизнь разбудила сирена — сигнал тревоги. Я имею в виду ужасное и невыносимое убийство 13-летней девочки — Таир Рады. Она была убита в стенах школы — самом надежном и защищенном для детей месте, как все мы полагали до сегодняшнего дня. Хочу сразу отметить, что так как полицейское расследование не закончено, я никоим образом не намереваюсь в этой статье бросить тень подозрения на кого бы то ни было. Моя цель — проанализировать сам факт происшедшего. Как бы по-разному мы ни относились к нашей системе образования, я знаю, что подавляющее большинство родителей не удовлетворены уровнем образования, которое получают их дети. Некоторые жалуются на саму школу, другие — на программу обучения, уровень профессиональной подготовки учителей, социальное окружение, наконец, на других родителей. Родители рассказывают о проявлениях агрессии со стороны детей, случаях вандализма по отношению к школьному имуществу, низком уровне знаний, приобщении к пошлым фильмам и программам, отсутствию дисциплины и элементарной вежливости. Учителя жалуются на тяжёлую атмосферу, в которой они иногда опасаются зайти в класс, на дисциплинарный беспредел, который усугубляется с каждым днём, на трудности в преподавании учебного материала, отсутствие внимания, на невыполнение домашних заданий и как результат — низкий уровень знаний. Дети иногда рассказывают о тяжёлых случаях в школе. Трудно поверить, что это правда. Досада, раздражение и беспокойство не улучшают ситуацию. Но факт, что к беспокойству и неудовлетворенности на этой неделе добавился страх. Я думаю, что для многих родителей понятно, что общий знаменатель происходящего — отсутствие моральных ценностей, а точнее их постепенное исчезновение из нашей жизни и из системы школьного образования на всех возрастных уровнях. Когда я говорю о воспитании, то имею в виду целый комплекс понятий, начиная с элементарной вежливости в отношениях между людьми и включая национальные и коллективные ценности. Я говорю о повышенных тонах, отсутствии желания выслушать собеседника, наглом перебивании и встревании в речь другого, нетерпимости и неумении вести конструктивный спокойный спор, не соглашаясь по сути с партнером, но не переходя на крик. Я говорю о поведении в стенах школы: безумной гонке к киоскам на переменах, ругани и насилию в очередях, завышенной, ничем не оправданной, требовательности в отношениях между учениками. Я говорю о культуре: «Я хочу… и всё тут». Я имею в виду эгоизм, который превратился в ведущую силу коллективного поведения. Его высшее проявление можно сформулировать расхожей фразой: «Я говорю и делаю все, что мне приходит в голову». Нет необходимости доказывать знания, нет нужды во взвешенном подходе, уважении мнения ближнего, не обязательно докапываться до истины. Мы с необыкновенной легкостью смирились с языковой псевдокультурой. В нашем обиходе крепко засели слова паразиты: «типа» («казе»), «как будто бы» («кеилу»). Многие обеспокоены низким уровнем иврита, бедным словарным запасом, на который жалуются учителя школ и преподаватели университетов. Многие студенты затрудняются сформулировать собственную мысль и проанализировать текст. Меня также очень беспокоит вопрос: «Почему сейчас — в эту эпоху вседозволенности, когда почти всё терпимо, доступно, возможно, почему именно сейчас растет агрессия и насилие всех видов в нашем обществе? Ответ, на мой взгляд, ясен: мы слишком далеко зашли в разделении и индивидуализме. Нам необходимо, в определенном смысле, вернуться назад к ценностям, которые нас объединяли как по отношению друг к другу, так и к нашей земле. Я не призываю ностальгировать о «былых временах», я имею в виду возврат к базовым ценностям, которые объединяли нас в начале нашей жизни в этом государстве и создали совершенно иную систему отношений между людьми. Систему ценностей, в которой стимулировалось уважение к слову, святости жизни, товарищество и человеческое достоинство. С детства нас учили сионизму, патриотизму, любви к земле, любви к ближнему, взаимовыручке. Никто не опасался излишней идеологизации, так как в процессе воспитания нам прививали умение ценить, а не преклоняться, способность отвергать не оскорбляя, противостоять трудностям, не увиливая от них. Факт, что все мы выросли разными и самостоятельными людьми. Споры между нами существовали и тогда (будучи Иерусалимским ребенком, я до сих пор помню остроту политических дебатов), но они никогда не мешали нам разделять коллективную ответственность и обязанности, существовать вместе в атмосфере взаимоуважения, уважения к деяниям отцов и еврейской традиции. Записаться добровольцем в боевую часть — это уже не модно? Нужно вернуть старую моду! Для нас это вопрос жизни. Быть сионистом — это устарело? Необходимо заново определить, что укрепляет наше существование, а что, наоборот, подтачивает. Это фундаментальные задачи нашей системы образования. Но нельзя во всём винить только систему образования. Мы все хорошо знаем, что роль школы в гражданском воспитании незначительна по сравнению с тем, что мы получаем дома, в нашем ближайшем окружении: семья, друзья… Нам всем нужно сделать определенную переоценку ценностей и попытаться измениться в направлении революции в нашем мировоззрении, в котором не только «Я» — властелин нашей жизни, но также существует «Мы». Не только абсолютное удовлетворение потребностей индивидуума должно стать целью, но и индивидуум должен существовать в системе общепринятых коллективных ценностей. Это, кстати, ни в коей мере не противоречит реализации потенциала личности. Это всегда было концепцией иудаизма, которая принесла в мир понятие свободы личности наряду с коллективной ответственностью, которая как раз сегодня укоренилась в других народах. В США, например, с детства приучают детей уважительно относиться к национальному флагу, гимну, воспитывая патриотизм, но при этом делая акцент на реализации личного потенциала. Необходимо вернуть эти ценности в страну их происхождения — Эрец Исраэль. Отдаю себе отчет в том, что это не простые задачи, но и знаю, что мы уже реализовали в прошлом немало «непростых задач». У нас и сейчас есть потенциал и силы заново заполнить нашими духовными ценностями повседневную жизнь. Перевел Борис Апличук Статья опубликована на сайте Б. Нетаниягу http: /  / netanyahu.org.il / .


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции