Незабываемая встреча

 Вениамин Пронин, Израиль
 24 июля 2007
 3456
В концертных залах, оперных театрах, в кино-шедеврах («Гамлет», «Король Лир» и т.д.) живет музыка Дмитрия Шостаковича, одного из самых исполняемых композиторов в мире. Д.Ойстрах и С. Рихтер — величайшие лидеры мирового музыкального исполнительского искусства XX в. Прижизненное общение с каждым из них — событие, дар бесценный. Но находиться в атмосфере человеческого и творческого общения всех троих одновременно — случай особый.
В концертных залах, оперных театрах, в кино-шедеврах («Гамлет», «Король Лир» и т.д.) живет музыка Дмитрия Шостаковича, одного из самых исполняемых композиторов в мире. Д.Ойстрах и С. Рихтер — величайшие лидеры мирового музыкального исполнительского искусства XX в. Прижизненное общение с каждым из них — событие, дар бесценный. Но находиться в атмосфере человеческого и творческого общения всех троих одновременно — случай особый. …Знойный Первомай 1969. Завершилась моя творческая командировка в Московскую консерваторию. Звоню Давиду Федоровичу Ойстраху, благодарю за внимание, беседы, за все увиденное и услышанное, в том числе на занятиях со студентами. Одновременно выражаю сожаление, что не смогу услышать 3 мая премьеру сонаты для скрипки и ф-но Шостаковича. «Не огорчайтесь, — говорит Д.Ф., — завтра генеральная репетиция, на которую мы пригласили Дмитрия Дмитриевича. Вы можете присутствовать на ней. Тут, правда, нужно преодолеть неприятие Рихтером присутствия кого-либо на репетициях. Все же придите завтра к Большому залу консерватории и поднимитесь к выходу на сцену». К назначенному времени подхожу к выходу на сцену и неожиданно, оказываюсь в нескольких шагах от Дмитрия Шостаковича, смотрящего из окна вниз и спрашивающего у внучки: «Где же они?». Я в замешательстве, так как не знаком с композитором. Но через мгновение слышится сигнал автомобиля и вскоре появляются Давид Ойстрах с женой и Святослав Рихтер. Тут же Давид Федорович представляет меня Дмитрию Шостаковичу: — Познакомься, мой коллега из Одесской консерватории. Один из множества твоих почитателей и активных исполнителей твоей музыки, так же как и его коллеги по квартету. Он впервые в Одессе исполнил твой Первый концерт. Их квартет исполняет твои квартеты и другие камерные сочинения для различных составов. Композитор низко кланяется: — Спасибо за то, что исполняете мою музыку. — Святосла, — обращается Давид Ойстрах к Рихтеру, — вы не возражаете, чтобы Вениамин Наумович присутствовал на репетиции? — Б-га ради, Давид Федорович, как вы считаете. Исполнители выходят на сцену, слушатели спускаются в партер. И тут Дмитрий Дмитриевич вопрошает: — Додик! К чему эта репетиция в пустом зале? Поразительно! Отрывая драгоценное время от творчества, композитор, сразу же откликается на просьбу коллег и приходит, чтобы вживую, а не по телефону, высказать свое мнение. Д.Ф. дает мне клавир сонаты для слежения за музыкой. Перевернув обложку, обращаю внимание на необычно торжественное посвящение: «В честь 60-летия Давида Федоровича Ойстраха». (Впоследствии узнаю, что Д. Д. «ошибся» и поздравил друга дважды. Годом раньше он написал для него и посвятил ему Второй скрипичный концерт. А в год действительной даты, во искупление «конфуза», сочинил сонату, «перевязал ее ленточкой» и преподнес юбиляру, чем вызвал неописуемый восторг и волну благодарности. Тогда мир музыки обогатился двумя новыми опусами гения). …И вот начинается репетиция. Первые фразы фортепьяно — начало сонаты — настраивают на спокойное созерцательное развитие музыкальных образов. Через несколько тактов в диалог вступает скрипка. Ее мелодия наполнена глубоким смыслом, мысли и чувства согреты теплом. Заданное настроение проводится через разнообразные модификации, и первая часть завершается трепетными вздохами скрипки на тремоло. Давид Федорович подходит к просцениуму, обращаясь к Дмитрию Дмитриевичу: — Ну, что ты скажешь? — Превосходно. Может, закончить тремоло еще тише? — Шостакович как всегда краток, конкретен и тактичен в оценках. Далее развитие музыки сменяется энергичным началом. Движение подчинено накоплению силы, мощности звучания. Действует «шостаковичская» целеустремленность, доведенная до апогея. Д.Д. восклицает: «Аж дух захватывает! Может быть (заметьте, Д.Д. никогда категорично не заявляет «так надо») у Светы (Святослав Рихтер. — Ред.) многовато звука?». Тут же Д.Ф. спешит отреагировать: «Нет, нет, наверное, у меня недостаточно звука». Финал сонаты воспринимается как философское обобщение всех событий, произошедших в первых двух частях. Завершается весь цикл диалогом скрипки и фортепьяно. Последние такты тремоло у скрипки. Все, точка. Впечатление ошеломляющее. Со словами «замечательно!», «чудесно!» Д.Д. порывисто встает и спешит удалиться: «Не буду мешать». Д.Ф. изумленно: «Вот так всегда. Пишет гениальную музыку и вдруг — «мешать». Я с извинениями прошу Д.Д. обратиться в Союз композиторов, чтобы получить экземпляры еще не изданных его сочинений и, конечно, только что услышанной сонаты. «А вот клавир сонаты, который сейчас у вас, может быть, Додик оставит вам?» И тут же: «Нет, по-другому…». Лихорадочно исследует карманы пиджака, вынимает блокнот и визитку, протягивает мне, а в блокнот вписывает мой адрес. После нескольких минут отдыха звучит внесенная в программу второго отделения концерта Шестая соната Бетховена. Чтобы передать мое впечатление от услышанного, воспользуюсь выдержками из рецензий известного критика Кларендона на концерт Ойстраха-Рихтера в Парижской Grand Opera в 1968 году. Критик отмечает, что исполнители — два самых великих певца нашего века. «О да, они поют». И далее: «Мы были перенесены на высшую точку души, полностью освобожденной от грубоватой телесной материи». И в заключение: «Б-жественный вечер — это слово не будет слишком сильным». …Уже в конце мая получаю бандероль из Москвы. Подумалось, как быстро откликается на просьбы Союз композиторов. Но передо мной сюрприз! Адрес написан так хорошо известным своеобразным почерком Шостаковича. В бандероли конверт с письмом. Читаю: «Многоуважаемый Вениамин Наумович! Выслал Вам партитуры и голоса моего 12-го квартета и моей вокально-инструментальной сюиты на слова А. Блока. Соната будет готова в середине июня. Тогда я вышлю Вам и ее. Примите мои самые наилучшие пожелания. Д. Шостакович». Соната была выслана, как только была готова!. На одном из экземпляров размашисто перечеркнуто название «Семь романсов на стихи А. Блока» и заменено на: «Вокально-инструментальная сюита на стихи А. Блока» (храню в своем архиве). Этот опус композитора был исполнен впервые в Одессе в 1976-м ансамблем в составе народной артистки Г. Поливановой, В. Пронина (скрипка), А. Гуменника (виолончель) и А.Май (фортепьяно). Соната, об исполнении которой написал композитор: «Мою скрипичную сонату вдохновенно играли Давид Ойстрах и Святослав Рихтер», была исполнена на одном из юбилейных концертов, посвященных 100-летию со дня рождения педагога Петра Соломоновича (Пейсаха Шлемовича) Столярского, В.Прониным и А. Май. Тогда же был впервые в Одессе исполнен 12-й квартет в составе воспитанников школы им. П.С.Столярского, Одесской консерватории, а затем педагогов консерватории — скрипачей, учеников П.С.Столярского В.Пронина и А.Зиссермана (профессора Тель-авивской академии), ассистента Столярского альтиста М.Гринберга, воспитанника школы им. Столярского виолончелиста А.Гуменника. На торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Столярского, присутствовал его любимый ученик — Давид Ойстрах. В статье «Мой путь» (Советская музыка, 1958, №9) Ойстрах пишет: «Моим первым и единственным учителем музыки был Петр Соломонович Столярский…». Вспоминает Шостакович: «…Ойстрах дирижировал моей девятой и десятой симфониями, писал о моих симфониях. Особенно ценными для меня были его статьи о седьмой симфонии после ее первого исполнения в 1942 году». …Итак, я рассказал о том, как слушал необычную, так называемую «прогоночную» репетицию. Я присутствовал на премьере (да! да! — по вдохновенному исполнению это была премьера) сонаты великого композитора в его присутствии. Слышал его комментарии. Слышал бетховенскую сонату в исполнении «дуэта века». Все это осталось во мне на всю жизнь — и неповторимое мастерство и вдохновенье, и взаимное уважение и такт в общении великих служителей искусства, при высочайшей требовательности в стремлении к совершенству. Это был изумительный пример того, как гений, талант, помноженные на трудолюбие, преданность делу всей жизни создают нетленные произведения искусства. Я чуть-чуть прикоснулся к небольшому эпизоду из жизни гения и его сподвижников, его верных друзей. Такое никогда не забывается.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции