Молитва композитора: остановить хаос войны

 
В Большом зале Московской консерватории прошел вечер Российского национального оркестра (художественный руководитель Михаил Плетнев), посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и целиком состоявший из произведений австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732–1809). Дирижировал Федерико Мария Сарделли (Италия).

Военная тема присутствовала во всех исполнявшихся в этот вечер произведениях: симфониях 100 («Военная»), 95 и «Нельсон-мессе». Симфония 95 отличается тем, что единственная из двенадцати «лондонских симфоний» написана в минорной тональности и не имеет медленного вступления. Это также единственная минорная симфония Гайдна, в которой задействованы трубы и литавры. Завершается симфония, тем не менее, мажорным финалом.

Подзаголовок «Военная» у Симфонии № 100 не принадлежит автору, он появился в связи с тем, что в симфонии усилена роль ударных и духовых, а также сделан акцент на маршевых ритмах. В ней Гайдн использовал необычные для симфонического оркестра XVIII века инструменты, заимствованные из военного оркестра: треугольник, тарелки и большой барабан.

В «Нельсон-мессе» солировали Джоан Ланн (сопрано, Великобритания), Мария Горцевская (меццо-сопрано), Алексей Неклюдов (тенор, «Новая опера») и Максим Кузьмин-Караваев (бас, Большой театр), а также участвовал вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Сегодня эта месса — одно из популярных кантатно-ораториальных сочинений великого композитора. В каталоге, составленном Гайдном, сочинение обозначено как «месса под гнетом», «месса из смутных времен». Это раскрывает опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном.

Название «Нельсон» появилось позднее, в честь победы знаменитого адмирала под Абукиром в ночь с 1 на 2 августа 1798 года. В результате этой победы сухопутные войска Наполеона в Египте были отрезаны от Европы. Это вызвало огромный общественный резонанс, не обошедший стороной и Гайдна. Месса, посвященная Нельсону, прозвучала еще при жизни великого флотоводца, в 1801 году, и стала пламенной молитвой гражданина мира, просьбой художника остановить хаос войны.

Свои впечатления от работы с РНО дирижер Федерико Мария Сарделли выразил следующими словами: «Я потрясен, насколько этот оркестр экспрессивен, какое богатое звучание, мощь, певцы — просто фантастические». Это впечатление вполне совпало с мнением публики, при том что дирижер, надо отметить, тоже был на необычайной высоте и своим исполнением покорил слушателей.

Ирина ЛЮБАВИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!