Дорога к Храму
Кто здесь крайний? «И сказал Итро: благословен Господь, который избавил вас от руки Египтян и от руки Фараона — который избавил народ из-под власти Египтян». («Шмот», или «Исход», 18:10)
Одной из примет советского времени, которая особенно бросалась в глаза иностранцам, были очереди за дефицитом. Поэтому, стоя в этих бесконечных очередях, когда что-то по случаю дают, так часто доводилось слышать один и тот же вопрос: «А кто здесь крайний?» Причем, согласно негласному правилу, следовало спрашивать именно «крайнего», а не «последнего». В противном случае невежду поправляли: действительно, кому приятно быть «последним»?! Так вот, мы — «крайние» или, если хотите, «последние», и в данном случае это можно считать знаком отличия. «Крайние» мы потому, что нам выпало стать седьмым, т.е. избранным и завершающим поколением всей человеческой истории — дальше только долгожданное Избавление и наступление Мира грядущего. Но в то же время мы и «последние», что указывает на предельно низкий духовный уровень нашего поколения, которое мудрецы сравнивали с пятками — самой нижней частью человеческого организма.
Хотя на самом деле речь идет о титанической фигуре нашего Избавителя — Мошиаха. Поэтому упоминание пяток в связи с нашим поколением можно рассматривать как метафору, ведь речь идет об эпохе, когда слышна поступь Мошиаха — иквей-ди-мшиха. Это нас, отстающих и ослабевших, отбившихся от Торы и еврейства, уничтожал во время Катастрофы Амалек, который «встретился нам на пути», как сказано («Дварим», 25:18): «Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га». И это мы, седьмое поколение, удостоимся встречать нашего праведного Избавителя уже в эти дни.
С другой стороны, будучи «крайними» или «последними», мы имеем особую привилегию пользоваться опытом и знаниями, накопленными за все предыдущие века. И все же, хотя мы идем по стопам наших великих предков и учителей предыдущих поколений, есть и в нашем поколении уникальные явления, которых никогда еще не было, — те, которые характерны исключительно для Мессианской эпохи (емот-га-машиах), когда все громче слышны шаги Мошиаха.
Хотя нечто отдаленно подобное явлениям нашей эпохи уже случалось в поколении Исхода из Египта, о чем сказано у пророка (Миха/Михей, 7:15): «Подобно дням твоего выхода из Египта, Я покажу тебе чудеса». Имеется в виду — в конце времен. И одной из таких уникальных примет нашего времени является большой поток желающих вскочить на подножку уходящего поезда: пройти процедуру гиюра и стать евреем.
Пришельца не притесняй!
«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» («Шмот», или «Исход», 22:21).
В связи с этим интересно, что глава, в которой описывается дарование Торы и приводятся Десять заповедей, названа по имени тестя Моше — Итро (Исофора), который является классическим примером такого праведного гера или прозелита (гер-цедек). К сожалению, в последнее время массовость этого явления во многом нивелирует его достоинства.
Поэтому неудивительно, что в ортодоксальной среде отношение к таким свежеиспеченным прозелитам зачастую весьма скептическое. Но давайте попробуем в этом разобраться. Как известно, традиционно к праведным прозелитам отношение было подчеркнуто внимательное и уважительное — как к людям, которые нашли в себе твердость веры и силу духа примкнуть к гонимому народу. К тому же существует прямой запрет (и не один) притеснять пришельца, о чем говорится в главе (22:21): «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской»*.
Казалось бы, логика Писания ясна: коль скоро мы сами пережили нечто подобное, побывав в положении пришельцев в Древнем Египте (хотя и в ином качестве), испытав на собственной шкуре все тяготы рабства, нам легче понять ту непростую ситуацию, в которой оказался прозелит. Но ведь это и так понятно, зачем это возводить в важный принцип и отдельно упоминать в Торе?
Оказывается, смысл этих слов существенно глубже, нежели кажется на первый взгляд. Мы были не просто пришельцами, в смысле — чужаками, пришлым народом. Например, подобно Аврааму, который заявил местным жителями (хетам), что он одновременно и пришлый, и уже оседлый, как сказано («Берейшит», или «Бытие», 23:3-4): «…И говорил Авраам сынам Хетта следующее: «Пришелец (гер) и оседлый житель (тошав) я среди вас…». Но оказывается, вопрос глубже.
Гой из среды гоя
«Пыталось ли какое-либо б-жество прийти и забрать один народ из среды другого народа…»(«Дварим», 4:34).
На самом деле, не только один священнослужитель из Мидьяна Итро, а на самом деле все мы (точнее, наши далекие предки) тоже в свое время были герами, поскольку, чтобы стать евреями, нам требовалось пройти тот же самый путь, который должен пройти каждый прозелит. Об этом сказано в Торе, что во время Исхода Всевышний вывел один народ (гой), имеется в виду — евреев, из среды другого народа (гоя) — египтян, как сказано (4:34): «Пыталось ли какое-либо б-жество прийти и забрать один народ из среды другого народа (…) подобно тому, как это сделал для вас Б-г, Всевышний, в Египте на глазах твоих?» Таким образом, Писание как бы приравнивает египтян и евреев, называя их одним словом: «гой» (которым уже в наше время принято называть всех неевреев).
Да, в наше время процедура гиюра означает переход в Иудаизм. Поэтому, строго говоря, в результате соискатель становится не евреем (как представитель еврейского народа в национальном смысле этого слова), а иудеем (носителем еврейской веры и традиции). Однако и здесь все не так просто. Обычно, когда человек принимает чужую веру, он, по сути, просто меняет свои убеждения и одновременно берет на себя некие новые обязательства.
Иначе обстоит дело с герами в еврейской традиции. Когда нееврей проходит гиюр, он не только принимает новую веру и обязуется соблюдать все заповеди Торы (как устной, так и письменной). Он перерождается и изменяется внутренне, становясь, по сути, новым существом, как будто рождается заново. Поэтому говорят: «Гер, прошедший гиюр, все равно, что новорожденный ребенок».
В результате гиюра меняется не только вся его жизнь — меняется сама его природа. В момент таинства (главным моментом которого после тщательного изучения Законов является союз обрезания (брит-мила) и последующее ритуальное окунание — твила)** ему дается свыше та самая еврейская душа, о которой сказано, что она является частицей Б-жественной сущности (хелек-элока), ниспосланной нам свыше и облеченной в наше физическое тело (мимаал-мамаш).
Удел в Грядущем мире
«И народ твой — все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют страну» (Ишайя, 60:21).
Таким образом, то, что мы называем гиюром, представляет собой особое явление, когда радикальным образом меняется сама природа человеческой души. Очевидно, что ни сам человек и уже тем более ни одно другое творение в мире в принципе не способно изменить свою природу, данную ему Творцом от рождения. Такой уникальной способностью менять природу вещей наделена только Тора, поскольку она является «хозяйкой» в этом мире и в ней заключена воля самого Творца. Притом что исключительным правом проводить эту процедуру практически наделен только Раввинский суд (очевидно, речь идет только о т.н. ортодоксальном Раввинате).
Первый раз эту чудесную метаморфозу испытал на себе родоначальник всего еврейского народа, наш праотец Авраам, который считается первым гером в истории. Это произошло, когда Всевышний первый раз обратился к нему с повелением: «Ступай на землю, которую Я тебе укажу», как сказано («Берейшит», 12:1): «И сказал Господь Аврааму: “Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе”». В дальнейшем Всевышний заключил с Авраамом союз обрезания (брит-мила), который изменил его природу, сделав его, по сути, новым творением, о чем свидетельствует изменение в его имени, к которому была добавлена буква.
В дальнейшем в течение всей нашей долгой истории было много великих прозелитов, которые стали выдающимися мудрецами и праведниками: рабби Меир и рабби Акива (потомки геров), пророк Овадья (эдомиянин из потомков Эсава), Онкелус (племянник римского императора, автор перевода Торы на арамейский язык), граф Полтоцкий (Авраам бен Авраами, который принял мученическую смерть во славу Имени Творца) и т.д. Множество просто порядочных евреев.
Но все же то был единичный акт, который касался только Авраама и его домочадцев. Потом аналогичную процедуру гиюра прошел весь еврейский народ во главе с Моше (точнее, те, кто готов был выйти из Египта и принес ради этого пасхальную жертву). Становление нового народа произошло в процессе Исхода из Египта и завершилось дарованием Торы на горе Синай.
Последний гиюр
«Ибо Тора (Учение) от Меня выйдет в мир, и правосудие Мое, как свет, изолью на народы» (Ишайя, 51:4).
Но вернемся к нашему последнему поколению. Дело в том, что всем нам тоже предстоит пройти еще одно чудесное превращение (подобное тому, которое произошло во время Исхода из Египта и дарования Торы). На этот раз уже в нашу эпоху, когда наступит последнее и окончательное Избавление с приходом праведного Мошиаха. И это будет самым кардинальным и масштабным перерождением за всю историю человечества.
Чтобы из человека этого мира (олам-га-зе), ограниченного и порочного, стать полноправным представителем Мира грядущего (бен-олам-га-ба) — праведным и благочестивым, нам необходимо претерпеть еще более коренные изменения (в данном случае духовные, не связанные с каким-то ритуалом или обрядом), которые приведут к еще более радикальным изменениям, нежели это было до сего дня.
Когда мы читаем комментарии и пророчества о Грядущем мире, в которых описываются приметы справедливого и гармоничного общества будущего, нам это кажется фантастикой, чем-то невероятным, тем, что просто не укладывается в голове у современного человека. Действительно, мы становимся свидетелями очередного теракта или вопиющей несправедливости, а нам твердят о скором наступлении эпохи мира, добра и справедливости.
На самом деле вся проблема, как всегда, в нас самих. Мы пытаемся посмотреть на мир будущего глазами человека из мира настоящего. А ведь для этого будущего человека из Мира грядущего будет представляться не менее чудовищным и нелепым многое из того, что кажется естественным или, по крайней мере, неизбежным злом нам, людям мира сегодняшнего.
На этом примере мы можем попытаться себе представить, какое великое перерождение нас ждет. В результате этого мы станем, по сути, другими существами — людьми будущего, или бней-олам-габа. Лишь после такой трансформации (которую можно чисто условно назвать гиюром) мы удостоимся нового дарования Торы***: услышать новое учение — тора-хадаша из уст нашего великого Учителя, царя из рода Давида Мошиаха— скоро, в эти дни!
______________
*При этом следует различать пришельца (гер-тошав), который живет в среде еврейского народа (главным образом в земле Израиля) и соблюдает свои т.н. семь заповедей сынов Ноя/Ноаха (бней-ноах). Ему предоставляется максимально благоприятный режим (в экономической сфере), однако он не переходит в иудаизм и сохраняет свой прежний статус. В то время как прозелит, гер-цедек, который прошел процедуру гиюра и перешел в иудаизм, становится полноценным членом религиозной общины.
**Согласно закону (галаха), процедура гиюра состоит из трех основных этапов: а) принятие на себя всех заповедей Торы и всех постановлений мудрецов; б) обрезание (для мужчин); в) ритуальное окунание в купель (микву). Вся процедура происходит непосредственно под наблюдением Раввинского суда.
***На самом деле Тора была дарована один раз и навсегда во время Синайского откровения. Когда мы говорим (вслед за пророками) о новом Учении (тора-хадаша), мы имеем в виду дальнейшее углубленное раскрытие этого знания в эпоху Мошиаха. Однако при этом речь идет об Учении, которое в свое время даровал наш Учитель Моше — торат-моше-рабейну.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!