Федор Шаляпин и его еврейские друзья

 Семен Киперман
 2 апреля 2015
 8388

Выдающийся русский певец Федор Иванович Шаляпин известен израильтянам. С его именем связано создание в Тель-Авиве во времена подмандатной Палестины первого еврейского оперного театра. Хранящееся в архиве тель-авивской музыкальной библиотеки письмо Шаляпина, написанное незадолго до смерти, и воспоминания о нем дирижера М.М. Голинкина свидетельствуют о том, что на протяжении своей жизни Федор Иванович был тесно связан с представителями еврейской культуры. Его верным другом был актер Исай Дворищин, впоследствии сохранивший архив Шаляпина в блокадном Ленинграде. А Исаак Левитан, Валентин Серов, дирижер Марк Голинкин были близкими друзьями Шаляпина.

Как истинный интеллигент, певец считал антисемитизм позором и презирал антисемитов. Однажды в Киеве на благотворительном концерте в пользу еврейской общины, пострадавшей от погрома, местные черносотенцы «посоветовали» ему не приезжать больше в Киев. И таких угроз было много.

Многолетняя дружба связывала его с дирижером Марком (Мордехаем) Голинкиным, в 1896 году окончившим Варшавскую консерваторию по классу композиции. В 1911 году Голинкин стал главным дирижером оперной труппы Народного дома в Петербурге. Его знакомство с Шаляпиным произошло в 1912 году. Шаляпин были требовательным исполнителем. Это приводило к частым скандалам с дирижерами. Но уже после первого концерта с Марком Голинкиным в Народном доме Федор Иванович пришел в восторг: «Какой замечательный дирижер! Это что-то исключительное». С той поры между ними завязалась дружба, продолжавшаяся многие годы. Певец посоветовал администрации Императорского Мариинского театра взять Голинкина дирижером оркестра на постоянной основе. Но получил решительный отказ: «Евреям работать в Императорских театрах запрещено законом». Шаляпин испытал горькое чувство обиды за друга и посоветовал ему уехать за границу, где он, несомненно, займет подобающее его дарованию место.

После революции по настоянию Шаляпина Голинкин получил должность главного дирижера театра. Но он, мечтавший создать еврейскую оперу в Эрец Исраэль, встал перед выбором: Мариинский театр или Палестина. «В этой борьбе, — вспоминал Голинкин, — во мне взял верх еврей». Дирижер создал инструментальный квинтет «Зимра», который гастролировал по всей России. Часть выручки от концертов откладывал на строительство театра в Палестине. Понимая, что собрать необходимую сумму сложно, он обратился с просьбой к Шаляпину дать благотворительный концерт в пользу будущего еврейского театра. Дирижер знал, что выступление знаменитого певца обеспечит полные сборы.

Федор Иванович не мог отказать другу, и в Петрограде появились афиши: «21–28 апреля 1918 года состоятся концерты в пользу Фонда образования театра в Палестине при благосклонном участии Ф.И. Шаляпина». И хотя билеты стоили дорого, Большой зал Петроградского народного дома (2,5 тысячи мест) был переполнен, многие стояли в проходах между рядами. На сцену вышел Шаляпин, и зазвучала песня на языке, незнакомом большинству слушателей. Это была «Атиква» на иврите — выбор удивительный, если учесть, что через 30 лет она станет гимном Израиля.

Репертуар этого концерта включал также песни на идише, в том числе песню Ю. Энгеля «Лежит дитя в колыбели». Доход от концерта составил 90 тысяч рублей, которые были переданы в Фонд создания оперного театра в Палестине.

Однако собрать необходимую сумму для строительства оперного театра Голинкину так и не удалось. Он уехал в Палестину и создал в Тель-Авиве оперную труппу. 28 июля 1923 года в Тель-Авиве в кинотеатре «Эден» был дан концерт под управлением Мордехая Голинкина. Этот день стал днем рождения Израильской оперы.

Об особом отношении знаменитого баса к еврейским культурным проблемам свидетельствует и его участие в спасении театра «Габима», закрытия которого добивались недоброжелатели. Шаляпин обратился к председателю Моссовета Льву Каменеву с ходатайством о спасении театра. На спектакль «Диббук» в «Габиме» Шаляпин пришел вместе со Станиславским. На этом же спектакле присутствовал Лев Каменев.

Все годы после отъезда в 1918 году из Петрограда Голинкин переписывался с Шаляпиным. Дважды они встречались: в 1928 году в Нью-Йорке и в 1936-м в Париже, обсуждали организацию концертов в Палестине. Шаляпин мечтал после окончания карьеры певца создать свой театр. Он живо отозвался на предложение Голинкина основать такой театр в Иерусалиме и стать сценическим руководителем Палестинской оперы. К несчастью, Шаляпин заболел и 24 февраля 1938 года написал Голинкину:

«Париж, 24 февраля 1938

Дорогой Марк Маркович! Спасибо, друг, за чудное письмо. Мне было приятно, что Палестина и все тамошние евреи помнят меня и мои порывы, которые я делал искренно и от всей души. Спасибо за приглашение приехать к Вам спеть. К сожалению, я довольно серьезно захворал. И не знаю, когда смогу снова взяться за работу. Кланяйтесь всем добрым евреям…

Душевно Ваш Ф. Шаляпин».

Прочное творческое содружество связывало Федора Шаляпина с Феликсом Блюменфельдом, который аккомпанировал знаменитому певцу. Кроме того, в 1908 году под управлением Блюменфельда и с Шаляпиным в главной партии прошла парижская премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов», вызвавшая восторженную реакцию французской прессы. Вспыльчивый, предельно требовательный к партнерам, Шаляпин относился к Феликсу Михайловичу с большим уважением и никогда не обижался на его поправки. Однажды, когда пианист, «песенно-просто-выразительно» сыграв фортепианную прелюдию, взял верх в своем соревновании с певцом, Шаляпин первым обнял и поцеловал Блюменфельда.

В 1907 году парижане услышали несколько опер с участием Шаляпина. Дирижировал Блюменфельд. Успех был настолько велик, что заранее было оговорено исполнение в 1908 году в Гранд-опера под управлением Блюменфельда «Бориса Годунова» с Шаляпиным в главной роли. Французская критика писала с восхищением и о «виновнике торжества» Ф. Шаляпине, и о Ф. Блюменфельде как о «совершеннейшем музыканте» и дирижере «самого точного и сознательного таланта».

Для совместных гастролей в Америке Шаляпин пригласил пианиста Макса Рабиновича, жившего в Латвии. Их сотрудничество продолжалось более восьми лет, что свидетельствует о высокой оценке, данной Шаляпиным этому пианисту. Особо следует сказать о секретаре и верном друге Шаляпина Исайе Дворищине. Вот что написал великий артист о своем помощнике в книге «Страницы из моей жизни»: «Исай Дворищин — еврей, жизнь запугала его, не однажды зло смеялась над ним, но не вытравила из него ни чувства собственного достоинства, ни горячей любви и тонкого чутья ко всему прекрасному. Когда мне приходится усомниться в том или ином понимании роли, я обращаюсь к Исайю, и он умеет сделать всегда верное замечание».

В 1922 году Шаляпин отправился на гастроли за рубеж. Среди провожавших был и Дворищин. Оба понимали, что расстаются навсегда. В письмах другу Шаляпин писал: «Ишаюшка! Вспоминаем тебя частенько, а я очень жалею, что тебя нет здесь со мной».

Дворищин с семьей жил в шаляпинской квартире. Часть ее он превратил в склад, где бережно хранил вещи, картины, книги, архив Шаляпина. Во время Великой Отечественной войны труппа уехала в эвакуацию. С ней Дворищин отправил и свою семью, а сам остался в осажденном Ленинграде. Зимой 1942 года Исай Дворищин умер, но сумел сохранить полностью все вещи и архив Шаляпина. Это позволило позже создать мемориальный музей-квартиру Ф.И. Шаляпина. В больницу умирающий Исай Григорьевич взял с собой лишь золотые часы, которые в былые времена подарил ему Шаляпин. На крышке была выгравирована надпись: «Верю, милый Исай, в твои дружеские чувства ко мне и люблю тебя. Ф. Шаляпин».

В Израиле помнят о Шаляпине. В 2013 году в рамках Шаляпинских чтений, приуроченных к 140-летию со дня его рождения, в Хайфе состоялся концерт «Волшебный мир оперы».

Семен КИПЕРМАН, Израиль

Фото: Илья Гершберг



Комментарии:

  • 13 сентября 2021

    Полина

    Сообщение о кончине Ф. Шаляпина в выходившей в Каунасе газете "דאס ווארט" (дос ворт, на идише: слово), 13 апреля 1938 г.

    https://www.epaveldas.lt/vbspi/biRecord.do?biExemplarId=199553&biRecordId=26790


  • 23 июня 2018

    Зигельбойм Семён

    Недавно прочитал, что Шаляпин говорил на идише и иврите. Усомнился. То. что он пел еврейские песни, ещё не говорит о знаниях языка.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции