Известное неизвестное
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского в начале театрального сезона представил новый спектакль по пьесе Марка Розовского «Харбин-34» в его же постановке. В основе «документальной драмы», как обозначил жанр автор пьесы, лежат действительные, но малоизвестные события, произошедшие в Харбине в 1934 году.
Довоенный Харбин, расположенный на северо-востоке Китая, — многоязычный и многонациональный город. В 1932 году Харбин был оккупирован Японской императорской армией. В 1934 году СССР еще не продал долю собственности КВЖД Японии, поэтому русских в Харбине было много: численность русского населения Харбина была самой большой за пределами России. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении, члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, самые обычные люди, творческая интеллигенция. В их числе Александр Вертинский, записи песен которого все время звучат в спектакле. Бежали сюда из местечек черты оседлости и евреи, пытавшиеся скрыться от ужасов революции и Гражданской войны. Среди них — персонаж пьесы М. Розовского Иосиф Касперович (Валерий Шейман), харбинский богач, которому принадлежали две фабрики, кинотеатр, гостиница — лучшая в городе. Семья Касперовича — это жена Фира (Марина Кайдалова), дочь Ривка (Виктория Корлякова) и семи-восьмилетний сын Левочка (Илья Ланда) — талантливый музыкант, концерты классической музыки которого собирали в Харбине полные залы.
Завязка сюжета: фашиствующие молодчики — члены Российской фашистской партии, образованной в 1931 году на первом съезде русских фашистов, — похищают мальчика и увозят его в неизвестном направлении. Но так как они это сделали, выполняя поручение генерала Квантунской армии Араки Садао (Юрий Шайхисламов), которому ребенок нужен для опытов над живыми людьми, а их генерал называет «бревнами», они захотели получить за мальчика выкуп от богатого отца, причем аппетиты «посредников» постоянно растут, и сумма выкупа, начавшаяся с одного миллиона, достигает пяти. Но мальчик погибает, погибает и его отец. Как становится ясно из послесловия к спектаклю, жене и дочери Касперовича удалось уехать из Харбина во Францию, но там их настигла война: Фира погибнет в Равенсбрюке, Ривка выживет — одна из всей семьи.
Есть в спектакле и романтическая линия: Ривка любит боевика фашистской партии Сашу Волохова (Максим Заусалин), который, собственно, и похитил мальчика. Саша признается в этом Ривке, после чего она уходит от него. А он, уставший от выполнения грязной работы для своего хозяина, лидера фашистской партии в Харбине Константина Владимировича Родзаевского (Константин Иванов), и подельника, инспектора полиции Николая Мартьянова (Иван Власов), после разрыва с любимой девушкой стреляется. Но перед этим он убивает Николая Мартьянова, чтобы завладеть портфелем с деньгами, переданными Иосифом Касперовичем для выкупа. Действуют в спектакле вождь Всероссийской рабоче-крестьянской партии в Коннектикуте (США) Анастасий Вонсяцкий, бывший белогвардеец польского происхождения (Александр Чернявский), его жена, дочь американского миллиардера Мэрион Рим (Наталья Корецкая), отстегивающая деньги на нужды фашистской партии, служащий КВЖД князь Вербицкий (Михаил Росляков), который в праведном гневе все хочет доказать подлецам, что они — подлецы, и тоже погибает. Да, еще у Родзаевского есть ординарец Лыков, подлец и негодяй (Владимир Давиденко).
От спектакля остается ощущение, что режиссер выплеснул всю свою боль, все мысли, касающиеся фашизма, — как прошлого, так и наступающего сегодня. «Фашизм не имеет национальности», — говорит один из персонажей. И это правда — люди, проповедующие фашистскую идеологию, расплодились во многих странах мира: уроки Второй мировой войны не стали прививкой от фашизма и национализма. Но Розовского, естественно, больше всего волнует Россия. В спектакле много рассуждений об истоках и сущности фашизма, о патриотизме подлинном и мнимом. И эти рассуждения не делают спектакль скучным и затянутым. Наоборот, напряженное и динамичное трехчасовое (с одним антрактом) действие заставляет вслушиваться в каждое слово.
Фашизм рождается в головах его сумасшедших вожаков. Спектакль Марка Розовского раскрывает это как явление наднациональное. Все артисты на сцене играют настолько увлеченно и живо, что очевидно – наравне с профессиональным мастерством в эту работу они вкладывают и свои личные переживания, объединяющие их со зрителями.
Семен ШЕНКЕР, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!