Евреи «Острова свободы»

 Эдуард Белый
 28 марта 2014
 3678

На Кубе мне приходилось бывать много раз — и в советские времена, и в постсоветские. Но вот кубинского еврея (вернее, еврейку) я встретил впервые в Эйлате несколько лет назад. Миловидная женщина — хозяйка небольшого магазина сувениров в гостинице, где я остановился, говорила с посетителем по-испански с заметным кубинским акцентом. Я оказался прав — женщина действительно много лет назад репатриировалась с Кубы.

Евреи стали появляться на Кубе с конца XIX века, но это были одиночки или небольшие семьи. Приход к власти в Германии Гитлера привел к резкому увеличению еврейской иммиграции на остров. Положение беженцев осложнялось принятым в 1933 году на Кубе законом о том, что не менее половины работников на любом предприятии должны быть урожденными кубинцами. Тем не менее еврейские иммигранты находили себе применение как часовщики, портные, слесари, механики, пекари и т.д. Евреи из Антверпена в 1942 году открыли первые на Кубе мастерские по шлифовке алмазов. С 1934 года там действовала еврейская Торговая палата, которая наряду с выполнением основных функций вела борьбу с проявлениями антисемитизма.

Многие кубинские евреи активно участвовали в революционном движении и сочувственно встретили приход к власти Фиделя Кастро. В первые послереволюционные годы в престижном районе кубинской столицы Гаваны функционировал большой еврейский общинный центр с кошерным рестораном.

В 1960-х кубинские власти разрешили репатриироваться нескольким сотням евреев в Израиль. Причем все отъезжающие могли забрать свое имущество, а полеты осуществлялись на кубинских самолетах. Женщина-кубинка в Эйлате, о которой я писал выше, вместе с родителями была в этой группе репатриантов с Кубы.

Но вскоре скромная эмиграция сменилась массовым исходом еврейского населения, особенно после того как правительство Фиделя Кастро к концу 1960 года начало масштабную национализацию. Евреи разделяли судьбу кубинцев среднего класса — отдельная дискриминация в отношении евреев отсутствовала. В то же время на острове сохранялась еврейская жизнь. На Песах правительство разрешало синагогам получать мацу и кошерные продукты от Канадского еврейского конгресса. И хотя еврейская школа имени Альберта Эйнштейна в Гаване была преобразована в муниципальную школу для всех окрестных детей, две комнаты были отданы для изучения иврита. Не ощущались ограничения и в деятельности сионистской организации.

В середине 1960-х кубинские СМИ стали придавать еврейским праздникам и памятным датам политизированный характер. Песах акцентировался как праздник еврейского «национального освобождения», восстание в Варшавском гетто — как пример героического сопротивления и вооруженной борьбы евреев против нацизма. Помимо этого проводили еженедельные получасовые радиопередачи на идише.

В чем же были причины терпимости кастровской Кубы по отношению к еврейской общине? Следует учитывать стремление Фиделя Кастро продемонстрировать себя гуманистом и интернационалистом. Отмечается также сильное влияние на Фиделя и его поколение гуманизма Хосе Марти (выдающегося кубинского философа и общественного деятеля) и антифашистского наследия гражданской войны в Испании. Историки указывают еще на один момент, который мог сыграть положительную роль в отношении Кастро к еврейскому вопросу. Он был убежден, что его предком был маран.

Политика кубинских властей по отношению к оставшейся на Кубе небольшой общине евреев — по разным данным, от нескольких сотен до полутора тысяч — была достаточно лояльной.

В 1975 году в Гаване была закрыта еврейская школа, но в начале 1980 года начала работать воскресная школа «Тиккун олам». В начале 2000-х там обучалось 120 человек в возрасте от четырех до 60 лет.

В начале 1990-х кубинские власти разрешили нескольким сотням евреев репатриироваться в Израиль. Операция проходила без широкой огласки. В это же время двум международным еврейским организациям — «Джойнту» и Канадскому еврейскому конгрессу — было разрешено оказывать материальную помощь еврейским общинам, участвовать в восстановлении синагог, отправлять на Кубу раввинов во время еврейских праздников. В 1995 году была открыта синагога в городе Сантьяго-де-Куба, где также есть небольшая еврейская община. В 1998 году была открыта новая синагога в Камагуэе.

На сегодняшний день на Кубе действуют три синагоги: старая ашкеназская, построенная в 1953 году в Гаване, и две новых — в Камагуэе и в Сантьяго-де-Куба. Кроме того, в Гаване есть сефардская синагога и два молельных дома.

На Кубе, в отличие от европейских стран, практически не бывает публичных проявлений антисемитизма. Единственный явный инцидент подобного рода произошел во время войны в Персидском заливе в 1991 году, когда группа студентов из арабских стран стала бросать камни в гаванскую синагогу «Бет Шалом». Но полиция немедленно пресекла беспорядки.

Кубино-израильские отношения до 1967 года были достаточно доброжелательными. Так, в 1963 году кубинское руководство откликнулось на смерть президента Израиля Ицхака Бен-Цви, выразив искреннее соболезнование. В стране был объявлен трехдневный траур, приспущены государственные флаги на официальных зданиях Гаваны.

Желание обеих сторон поддерживать дружеские отношения было выражено и в августе 1965 года при вручении израильским послом верительных грамот президенту Кубы Освальдо Дортикосу. Но даже обычная дипломатическая вежливость вызывала чрезвычайное раздражение у арабских «друзей» Кубы.

К удивлению многих, кубино-израильские отношения не были прерваны после Шестидневной войны 1967 года. Однако через два дня после начала военных действий Гавана выступила с декларацией, осудившей «агрессию вооруженных сил Израиля при поддержке империализма». Главным врагом вновь был объявлен «империализм» США. Что же касается Ближнего Востока, то чувствовалось нежелание авторов декларации фокусировать внимание на Израиле. Возможно, Кастро помнил о том, что за несколько дней до развернувшихся событий он в беседе с израильским послом Шломо Левавом говорил, что «видит сходство между борьбой Израиля за выживание и кубинским опытом».

Однако в июне 1967 года на специальной сессии Генассамблеи ООН кубинский представитель Рикардо Аларкон обвинил Израиль «в вооруженной агрессии против арабских народов». После разрыва отношений с Израилем открыто антиизраильская позиция Кубы проявлялась в самых различных формах. В ноябре 1974 года Кастро устроил торжественную встречу Ясеру Арафату и вручил ему высокую кубинскую награду — медаль «Плайя-Хирон». Затем Куба приветствовала принятие Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 1975 года резолюции, приравнявшей сионизм к расизму.

Фидель Кастро не ограничивался антиизраильскими демаршами. Подобно Советскому Союзу, он оказывал военную помощь арабским странам. На территории Кубы проходили обучение палестинские боевики, совершавшие затем террористические акты против мирного населения Израиля.

В настоящее время Куба — одна из трех стран Латинской Америки, которая не имеет дипломатических отношений с Израилем. Две другие — Боливия и Венесуэла. Тем не менее в сентябре 2010 года Фидель Кастро в интервью американскому журналу призвал мир «защищать евреев и Израиль». Более того, Кастро обратился с призывом к тогдашнему иранскому лидеру Махмуду Ахмадинежаду прекратить антисемитскую пропаганду.

Заявления кубинского лидера были положительно восприняты в Израиле. Президент Израиля Шимон Перес направил Ф. Кастро благодарственное письмо, а премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил, что Кастро не только многое сделал для Израиля, но и продемонстрировал глубокое понимание истории еврейского народа и Государства Израиль.

Эдуард БЕЛЫЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции