Путешествие в прошлое Или заполненная «табула раса»
А в сосудах - сокровища культуры: свитки с текстами Торы, Теилим, пророков, написанные более двух тысяч лет назад.
Впрочем, сокровища не только культуры - старшие родственники пастушка с большой выгодой распродали рукописи. А чтобы заработать еще пару сребреников, арабские мародеры порвали бесценные манускрипты на маленькие фрагменты. Израильским археологам пришлось устроить настоящий розыск, чтобы найти все фрагменты. И, тем не менее, единственный, выбитый на меди манускрипт, был переправлен в Иорданию и до сих пор находится в Аммане.
Израильское правительство выкупило все свитки и фрагменты: за достояние, принадлежащее еврейскому народу, ему пришлось заплатить арабским грабителям и их пособникам огромную по тем временам сумму - 250 тысяч долларов.
В Израиле создали специальный институт по изучению, сохранению и спасению этих рукописей. Я много читал о этом еще в СССР, а репатриировавшись, чуть ли не первым делом пошел в музей, построенный для свитков Кумрана, чья мозаичная крыша, похожая на крышку сосуда, ослепительно блестит на иерусалимском солнце.
Музей разочаровал. Упрятанные за толстым стеклом рыжие, полувыцветшие пергаменты, на которых с трудом что-то можно было разобрать, восторга не вызвали. Вот если бы попасть в хранилище и посмотреть рукописи вблизи! Но об этом можно было только мечтать - доступ к ним имеют считанные счастливцы.
Мария Элькина, координатор правительственной пресс-службы сделала мою мечту былью, организовав посещение русскоязычной прессой (израильской и не только) самых потаенных закромов Управления древностей Израиля (руководитель - Цви Гримблат). В течение всего одного дня мы побывали в лабораториях по хранению и обработке кумранских рукописей, восстановлению керамических изделий, хранению и восстановлению древних мозаик, по обработке металлов и на складе органических материалов, найденных во время раскопок.
По словам Цви Гримблата, работа во всех лабораториях просто кипит: «Ежегодно Управление проводит 200-300 раскопок. Все, что обнаруживается, прибывает к нам: металлы, керамика, камень, стекло и органические материалы, включая кожу и ткани».
Первым делом нас привезли в самую знаменитую лабораторию - рукописей Кумрана. Их здесь не только сохраняют и реставрируют, но и считают первейшим долгом делиться со всем миром их содержанием. «Эти свитки не только израильское, а мировое наследие», — сказала нам Пнина Шор, руководитель группы, работающей с рукописями.
Интересный момент - в лабораториях Управления древностей, которые мы посетили, практически все сотрудники - русскоязычные. Кроме самого высокого начальства. Одна из сотрудниц объяснила, чем вызвано это явление. Почти все лаборатории были созданы в начале 1990-х годов, как раз в тот момент, когда Израиль накрыла большая волна алии из СССР. Приехали специалисты, которые были готовы работать за скромную зарплату. Их всех приняли на госслужбу, и они с удовольствием продолжают трудиться до сегодняшнего дня, даже и после выхода на пенсию. Замены им нет - и не только потому, что они суперпрофессионалы.
Вновь поступающий на службу в Управление древностей сотрудник получает не больше 5 тысяч шекелей (порядка 1400 долларов США). С годами зарплата, конечно, растет, но весьма незначительно. Ни один израильский выпускник университета на такие деньги не согласен. А «русские» готовы. И дело тут не в безвыходности, а, скорей, в ментальности. Конечно, зарплата маленькая, но зато работа интеллигентная, престижная - как же - Управление древностями! Да еще и с хорошими людьми.
Лабораторию реставрации рукописей в музее Израиля, где хранится большая часть свитков Мертвого моря, открыли в 1991 году и набрали в нее новых репатриантов из СССР. Елена Либман, заведующая лабораторией, работает в ней со дня основания.
«Когда я занимаюсь рукописью, я, прежде всего, думаю о том, что передо мной кожа или папирус и как его надо обрабатывать. Но, когда просто задумываюсь, над чем работаю, – мороз по коже», - говорит Елена. Она приехала в Израиль после окончания истфака МГУ, в Москве занималась пергаментами IX-X веков. Когда репатриировалась, о работе по специальности и не мечтала - где ж такое место найдешь! Но место нашло ее, и какое место - в святая святых манускриптов Кумрана!
Работы со свитками - непочатый край. Их более 900, и многие состоят из мельчайших фрагментов, численность которых - тысячи. Это - самые древние на настоящий момент тексты великих книг, определивших моральные и поведенческие императивы для большей части человечества. Написаны они были в период от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Ценность этих рукописей для евреев в том, что они - наиболее древние тексты Торы и других святых еврейских книг.
При этом и для христиан они имеют колоссальную духовную ценность, поскольку именно секта ессеев, поселившаяся в Кумране, члены которой и написали свитки, представляет собой связующее звено между иудаизмом и христианством. Благодаря этим свиткам становится понятно, как именно возникла новая религия, на чем она основывалась, кто стоял у ее истоков. Написаны тексты на пергаменте из овечьей или козьей кожи, порой, очень редко, на папирусе. И всего один свиток вычеканен на меди, тот самый, который контрабандой переправили в Амман.
Исследователи полагают, что ессеи спрятали свитки в пещерах во время Большого еврейского восстания в 66 г. н.э. Их предусмотрительность и спасла свитки - всего через два года, после разрушения Второго Храма римляне уничтожили общину в Кумране. Пряча рукописи, ессеи хотели сохранить их для будущих поколений еврейского народа. В одном содержится пронзительное пророчество – свитки найдут через 2 тысячи лет, когда еврейское государство будет восстановлено. Рукописи обнаружили в 1947 году...
Елена Либман рассказала, что начав работу в лаборатории, она была чрезвычайно удивлена. Она-то думала, что рукописи, хранящиеся в Музее Израиля почти 50 лет, давным-давно приведены в порядок. Но они оказались в ужасном состоянии. Пришлось начать «с начала» – то есть, с описания имеющихся свитков и с их фотографирования. Да и просто с приведения рукописей в нормальное состояние.
Непонятно почему, но до этого обращались с ними поразительно непрофессионально - фрагменты прокладывали между двумя стеклами и …. приклеивали клеящей лентой. Да и открывали - разворачивали свитки - в неподобающих условиях. Для того чтобы хрупкое полотно пергамента или папируса не пострадало, с ним нужно работать при соответствующей температуре и влажности. И особыми инструментами.
В лаборатории с этим уже нет проблем - здесь все оборудовано и приспособлено. И одеты ее пять сотрудниц словно хирурги в операционной - белые халаты, шапочки, резиновые перчатки. Пальцами никто до свитков не дотрагивается - их берут пинцетом или скальпелем. Свитки закрыты ультрафиолетовыми фильтрами. Открывают лишь в случае необходимости, что происходит всего несколько раз в год, в основном для перефотографирования. А для сохранности используют спецматериалы: тончайшая бумага из Японии, сетки, соединяющие фрагменты между собой, специальный картон.
Особой гордостью лаборатории является фотостудия. Нас провели в нее и показали, как при помощи аппаратуры, разработанной в NASA — Национальном управлении по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, проводят съемку каждого фрагмента в 12 спектрах и 28 ракурсах. Когда на компьютере все эти снимки сводят в один, то на нем становятся видны самые мелкие детали, даже на поврежденных участках пергамента. Раз в полгода каждый фрагмент переснимают - чтобы увидеть деформацию кожи и, соответственно, изменения в тексте. Все фотографии, а их более 10 тысяч, собраны на сайте свитков Мертвого моря, открытого всем желающим.
Затем мы посетили склад органических материалов, где содержится коллекция тканей, изделий из кожи, кости, дерева и человеческие волосы, найденные в Иудейской пустыне и районе Мертвого моря. На складе поддерживается постоянная влажность - 50% и температура - 20 градусов.
Лабораторией ткани заведует Раиса Винницкая, продемонстрировавшая нам предметы, сделанные более две тысячи лет назад. Раиса показала фрагмент савана, в который было завернуто тело воина, найденное в пещере. Размер савана уникален- 2.5 метра ширины и 7 метров длины. В те времена не существовали ткацкие станки, которые могли бы произвести полотно такого размера, поэтому ученые предположили, что саван выткали сразу четыре ткачихи, сидевшие в один ряд. Но стыков на саване нет, и как это им удалось - пока непонятно.
Возле воина нашли предметы, которые могли бы понадобиться ему в будущей жизни. Рая показала нам сандалии, сделанные по образцу сандалий воина. От современных они не очень-то и отличаются. И расческа, найденная при раскопках Масады, тоже похожа на современную, которую для сравнения положили рядом со своей прародительницей.
Мы увидели также остатки туник, в которых щеголяли римляне. На каждой сохранилась цветная полоса, ее ширина свидетельствовала о статусе хозяина туники. Рая показала и прекрасно сохранившуюся сеточку для волос. На ней были обнаружены личинки вшей, и сегодня в одном из израильских университетов ведется исследование этих личинок. С их помощью намереваются выявить недуги владелицы сеточки.
Лаборатория реставрации керамических изделий представляет собой большую комнату, заставленную столами на которых рассыпано бесчисленное количество фрагментов битой глиняной посуды. Все осколки, сегодня находящиеся в работе, были найдены в Явне и датируются VIII-IX годами нашей эры. По словам главы лаборатории Иосифа Букенгольца, предстоит не только попытаться реставрировать посуду, но и по тому, как она использовалась хозяевами, постараться восстановить их предпочтения в еде и образ жизни.
Иосиф Букенгольц приехал в Израиль из Минска в 1990 году, тогда же начал работать в отделе реставрации керамики. «Задача археологической реставрации заключается в том, чтобы археолог по итогам реставрационных работ смог оценить, что за строение было на участке раскопок, к какой эпохе оно принадлежит, кто жил в нем, чем занимался, — подчеркивает он.
На керамических фрагментах находят иногда отпечатки пальцев – своеобразный привет от древнего мастера. У Иосифа эти отпечатки вызывают особые эмоции. Один раз он восстановил по отпечатку весь палец и даже форму ногтя, оказавшегося неровным и явно больным. Ничего удивительного, руки древнего гончара постоянно находились в мокрой глине, что приводило к профессиональным заболеваниям…
В лаборатории металлов обрабатывают металлические изделия, найденные при раскопках. Ее заведующая Елена Купершмидт рассказала, что первый этап работы заключается в очищении изделия от тысячелетних наростов. Чтобы добраться до поверхности металла, наросты осторожно, слой за слоем, удаляют скальпелем. На втором этапе проводят дальнейшую, более тонкую обработку – механическую или химическую. Затем изделие полощут в горячей или холодной воде, сушат в печке и покрывают полимером, устойчивым к воздействию воды, кислот, масел. Хранят в специальной комнате - с постоянной температурой и влажностью. Работы и в этой лаборатории хватает - монет находят так много, что их не успевают обрабатывать, хотя, по словам Елены, лаборатория ежегодно восстанавливает по 5 тысяч монет.
Зачастую монеты находят слипшимися в большой ком. Их аккуратно отделяют от него, но иногда оставляют ком как он есть. Так, например, поступили в 1996 году, когда нашли ком весом в 27 килограмм. Речь, понятно, идет о бронзе, меди, серебре. Золотые монеты и изделия из золота коррозии не подвергаются.
Один из артефактов, находящийся в лаборатории - найденный на затонувшем корабле меч, покрытый наростами. Его решили не очищать, он хранится в лаборатории в том самом виде, в котором был извлечен из морской пучины. Но рядом вывешен рентгеновский снимок: хорошо видна бронзовая рукоятка с отверстиями для гвоздей, а на лезвии - искусный орнамент.
В лабораторию по сохранению и реставрации древних мозаик, располагающуюся в музее Рокфеллера в восточной части Иерусалима мы попали под конец дня. После всего увиденного способность участников экскурсии воспринимать новую информацию была на пределе. Тем не менее рассказ руководителя лаборатории (на русском языке) о том, как ее сотрудники спасают от разрушения и арабских мародеров древние мозаики, как буквально по камешку восстанавливают их – никого не оставил равнодушным. Особое впечатление произвели развешенные и расставленные по огромному залу бесценные мозаики, созданные тысячи лет назад.
Когда говорят о вкладе русскоязычной алии в развитие Израиля, обычно вспоминают хай-тек, промышленность, театр, спорт. К этому списку надо добавить, что именно русскоязычные специалисты кардинально улучшили уровень работы Управления по делам древностей, сберегающего для будущего историю и культуру нашей страны. Благодаря Марие Элькин эта страница, до сих пор остававшаяся «табула раса» («чистая доска») в общественном сознании теперь наполнится содержанием. И каким!
Давид Шехтер, Израиль
Фото автора
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!