Прогулка по Восточному Иерусалиму

 Фрэдди ЗОРИН, Израиль
 19 марта 2012
 2883

В свете подземелья В дни минувшего отпуска я наконец осуществил давнюю мечту: посетить еврейские достопримечательности восточной части Иерусалима. Туристов-евреев в этой части Святого города встречается не так уж и много. Вглубь так называемой пещеры Цидкиягу мы двинулись втроем: двое гостей Иерусалима и наш экскурсовод Роза Златопольская.

Пещерные своды, выше которых пролегает десятиметровая толща скал, восхищают даже в тусклом свете расставленных по маршруту спуска фонарей переливом красок. И эта картина, в сочетании со свисающими кое-где и вертикально падающими вниз довольно крупными каплями влаги, поражает. Чередующиеся залы и коридоры не позволяют в полной мере ощутить грандиозность этого творения рук человеческих, которое простирается на девять тысяч квадратных метров под кварталами Старого города. О, если бы камни могли говорить! Впрочем, далекие отголоски можно услышать довольно отчетливо.
Дело в том, что у этой пещеры есть и другое, упоминаемое в разных источниках название, которое прямо указывает на ее назначение: «Каменоломни царя Соломона (Шломо)». Древняя и, надо сказать, хитроумная технология добывания строительного материала восстановлена и проверена опытным путем: в боковых стенах пещеры прорубали канавки, в которые забивали клинья из сухого дерева, после чего древесину смачивали. Дерево разбухает и выталкивает каменную породу глыбами. Такими блоками, как установлено, как раз и выложена площадь на Храмовой горе.
Камень этот на иврите именуется « мельке». Слово, производное от корня « мелех» — царь.
Работа каменотесов была нелегкой, но, похоже, сама природа позаботилась о том, чтобы облегчить их каждодневный труд: в пещере создан естественный микроклимат — температура всегда одинакова, прохладно, но не зябко. Кстати сказать, максимальная ширина пещеры — 100 метров, а высота залов — до 15 метров.
Ошибочно было бы считать, что об этом подземном лабиринте было известно всегда. В XVI веке, во времена правления Иерусалимом султана Сулеймана Великолепного, было принято решение обнести городские стены крепостной стеной. Легенда гласит, что к этому правителя побудил сон: ему привиделись могучие львы, готовые растерзать его за то, что он не обеспечивает надежной охраны Святому городу.
Восприняв этот сон, как знак свыше, Султан развернул строительство оградительных стен и распорядился поместить изображения приснившихся ему львов на восточных воротах Иерусалима, которые стали называться Львиными. Более того, по приказу Сулеймана Великолепного вход в « Каменоломни царя Соломона» был замурован из-за опасения, что неприятель, воспользовавшись тоннелями, сможет проникнуть в город из-под земли.
О пещере постепенно забыли. Три века этого подземелья будто не существовало. Открыть пещеру заново помог Его Величество случай. Произошло это в 1854 году. Авторитетный и уважаемый американец доктор Джеймс Тернер Барклэй (1807–1874), занимавшийся в Иерусалиме не только врачебной, но и миссионерской деятельностью, а кроме того историческими исследованиями, прохаживался однажды вне стен Старого города со своим сыновьями. Была с ними и их любимая собака. Вдруг она исчезла. Как сквозь землю провалилась. А все дело было в том, что эта собака относилась к породе, используемой для охоты на лис. Почуяв « большую нору», охотница началась рыть землю и вскоре попросту провалилась в пустоту, подавая голос из-под груды камней. Ливневые сезонные дожди сделали свое дело, почти полностью расчистив вход в подземелье, в самую большую, как оказалось потом, искусственную пещеру из всех, обнаруженных по сей день в Израиле. Доктор Барклэй провел первые исследования и измерения подземных сооружений, первым опубликовал информацию о них, положив тем самым начало туристическому паломничеству в пещеру Цидкиягу. Вход в нее расположен между Шхемскими (Дамасскими) и Цветочными (Царя Ирода) воротами, неподалеку от Археологического музея Рокфеллера.
Что же касается связи ее названия с именем одного из еврейских царей, то это уже другая история. Цидкиягу — последний иудейский царь из рода Давида, поднял восстание против Вавилонии, рассчитывая на помощь со стороны Египта, что явилось трагической ошибкой, от которой правителя предостерегал пророк Иеремия, предсказав, что Цидкиягу окажется в Вавилоне, но Вавилона не увидит. И вот вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. После длительной осады город был захвачен и полностью разрушен, а Первый храм сожжен. Цидкиягу пытался бежать через пещеру, которая, как указывается в древних еврейских книгах, вела прямо от его дома до Иерихонских степей. Но от судьбы не уйти. По верхней линии подземного хода был направлен олень. Вавилоняне погнались за ним, и настигли его у выхода из подземелья. Произошло это, видимо, по неслучайному совпадению как раз в тот момент, когда царь с сыновьями выбирался оттуда. Кара была жестокой. На глазах Цидкиягу его сыновья были умерщвлены, а потом ему самому выкололи глаза и увели его в Вавилон. Царь, испытывая адские муки, оказался в Вавилоне, но не увидел его. Сбылось страшное пророчество Иеремии…
Так вошла в историю «Пещера Цидкиягу», в которой можно увидеть небольшой источник, именуемый «Слезами Цидкиягу». У меня при виде этого источника возникло ощущение, что старый царь до сих пор льет слезы при виде погибающих сыновей.
Есть указания на то, что во времена Британского мандата несколько больших каменных блоков были извлечены из пещеры и отправлены в разные страны, где были заложены в фундамент храмов масонских лож. Дело в том, что масоны, как известно, широко используют аллегорию камня в своей идеологической доктрине. В самой пещере они проводят нечто подобное слету.
Речь идет о ежегодной традиционной встрече вольных каменщиков из Великобритании и Израиля в самом большом подземном круглом зале, который напоминает по форме цирковую арену. Более подходящего места для таких мероприятий не найдешь, особенно если полагать, что первым вольным каменщиком был царь Соломон.
Пещера магически влечет в дальние уголки. В ней дышится удивительно легко, и быть может, со временем ученые выявят ее целебные свойства. Мне теперь эта пещера снится по ночам, будто просит вернуться. И я готов откликнуться на этот зов.

Малая Стена Плача
Другая достопримечательность восточной части Иерусалима — так называемая Малая Стена Плача (Котель га-Катан). Площадку для посещения власти Иерусалима открыли в начале 2011 года, демонтировав строительные леса. Ремонтно-реставрационные работы были проведены, чтобы расширить площадь небольшого пространства у стены, некогда окружавшей Второй храм. Это пространство считается вторым наиболее приближенным к святая святых сохранившимся местом после Стены Плача и ее подземных тоннелей.
И вот мы подходим к Малой Стене Плача, которая находится в 200 метрах к северу от Западной стены. Это несущая стена Второго храма, и это говорит о многом. Прикасаясь к ее камням, испытываешь тот же трепет, что и у Стены Плача, и видишь в ней записки, вложенные в трещины кладки.
…На входных дверях некоторых домов в Восточном Иерусалиме отчетливо видны укрепленные там мезузы. Нам, участникам экскурсии, это объяснили так: религиозные евреи выкупают дома, которые принадлежали членам их семей до 1948 года. Тогда квартал был занят иорданской армией и продолжал находиться под ее контролем вплоть до Шестидневной войны и объединения Иерусалима. Не боятся ли наши собратья приобретать эти дома при явном недовольстве мусульманских соседей? Но, во-первых, кто-то этой недвижимостью торгует. А во-вторых, с этими домами связаны семейные истории, нити живой памяти. А евреи в основном молодые, принимая решение переселиться (по существу, возвратиться) в мусульманский квартал, руководствуются принципом: если не мы, то кто?
...Я рассказал лишь о двух точках того маршрута, по которому провела нас экскурсовод Роза Златопольская. На самом деле, остановок в пути было больше и полученных впечатлений тоже. В итоге у меня родились поэтические строки, ставшие песней. Музыку написала композитор Регина Федоренко. Если вам удастся послушать это произведение, то на несколько минут вы мысленно перенесетесь в Святой Иерусалим, где переплелись века и людские судьбы, в город, выше которого — только небо.
Фрэдди ЗОРИН, Израиль

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции