Цена досужих пересудов

 Янкл Магид
 11 марта 2012
 2948

За сорок лет пребывания в Синайской пустыне евреи дважды согрешили, поклоняясь идолам. Первый раз, когда сотворили золотого тельца. Спустившись с горы и увидев царящую в стане вакханалию, Моше-рабейну вскричал: «Кто за Господа — ко мне!» Тотчас собралось вокруг Моше колено Леви и прошло по всему стану, убивая поклонявшихся. Это был вовсе не простой поступок, ведь, по свидетельству Торы, среди идолопоклонников было много близких родственников левитов: братьев по матери и внуков, от дочерей, вышедших замуж за юношей из других колен.

Во второй раз, когда поклонялись Бааль-Пеору. Билам дал моавитянам совет: Б-г евреев ненавидит разврат, отрядите ваших дочерей соблазнять юношей и мужчин. И когда еврей уже сбросит одежду, чтобы возлечь с прекрасной моавитянкой, пусть она вытащит статуэтку Бааль-Пеора и скажет: «Поклонись ему, и я твоя».
Моавитяне послали к еврейскому стану самых красивых девушек. Даже царская дочь Козби и та отправилась соблазнять пришельцев. Когда она уединилась с Зимри, предводителем колена Шимона, то не выдержал Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона, и убил преступников, отвратив тем самым гнев Господень от сынов Израиля.
Спрашивает комментарий «Мешех Хохма»: а где же было в этот момент колено Леви? Почему оно не встало на защиту святости, как в случае с золотым тельцом? И объясняет — у левитов была личная заинтересованность.
До греха тельца жертвоприношения совершали первенцы. Левиты не имели к служению никакого отношения, поэтому они могли повести себя столь жестким образом, ведь никому в голову не пришло обвинить их в какой-либо корысти.
В случае с Бааль-Пеором все выглядело иначе.
– Ага, — могли сказать евреи, — тут замешаны не святость и страх перед Небом, а личная заинтересованность. Ведь отступники теперь приносят жертвы не Б-гу, а Бааль-Пеору, и вы хотите вернуть их, чтобы получать причитающуюся вам долю от жертвоприношений!
Поэтому левиты только плакали, глядя, как эпидемия разврата и идолопоклонства охватывает народ. Но Пинхаса, который не был коэном и не участвовал в служении, трудно было заподозрить в личной заинтересованности. Когда Всевышний сделал Аарона и четырех его сыновей священниками, Он повелел: «Будете жрецами вы и дети, которые у вас родятся». Поскольку Пинхас к тому времени был уже взрослым человеком, повеление на него не распространялось. А раз так, он не боялся кривотолков и свершил месть Господню.
– Вовсе нет, — возражает мидраш. — Были люди, утверждавшие, будто Пинхас искал любую возможность заслужить сан священника. Именно поэтому он и решился на такую жестокость. И вообще, его отец Эльазар женат на дочери Итро, и подобного рода кровожадность унаследована им от дедушки гоя.
– Нет, — отвечает мидраш. — Ведь известно правило: коэн, убивший человека, навсегда отстраняется от служения. Пинхас знал этот закон и понимал: совершая убийство, он закрывает для себя возможность стать священником. Им двигала не личная заинтересованность, а святой гнев за оскорбление законов Всевышнего.
Тора, точно выбирающая каждое слово, не зря называет Пинхаса внуком Аарона. Ведь достаточно было указать, что он сын Эльазара! Отметая упреки в кровожадности, Писание однозначно относит Пинхаса не к деду Итро, а к деду Аарону. Но это не всё.
«Мешех Хохма» напоминает: когда Моше спросил Аарона, кто сделал золотого тельца, тот ответил: я. Но ведь Аарон не только не отливал идола, но и предпринял все возможные усилия, дабы предотвратить его изготовление! Мидраш объясняет: Аарон готов был пожертвовать собой, взвалив вину на одного себя, чтобы наказание не коснулось еврейского народа. Так же поступил и Пинхас, поэтому он не просто сын Эльазара, но и внук Аарона.
Много-много лет тому назад в одном из местечек Подолии разгорелся спор вокруг шойхета. Одни жители считали, будто он недостаточно свято и честно выполняет свои обязанности, другие были полностью уверены в его праведности. Посовещавшись, жители местечка пригласили решить их спор Ребе Пинхаса из Корица. Всеми уважаемый Ребе приехал и стал разбираться. Он долго беседовал с шойхетом, разговаривал с его помощниками, проверял ножи, опрашивал жителей и в конце концов стал склоняться к тому, что шойхета надо сместить. Перед субботой он высказал свое мнение членам совета общины, а письменное решение пообещал предоставить в начале следующей недели.
Сторонники шойхета, узнав, куда склоняется чаша весов, немедленно принялись действовать. Всю субботу они ходили из дома в дом, разнося слухи, будто у Ребе есть свое личное предпочтение, он якобы желает видеть шойхетом одного из своих хасидов, и вот потому… В общем, к исходу субботы в местечке только о том и говорили. Добрые люди, разумеется, тут же донесли слухи до ушей Ребе. На следующий день, вместо вынесения окончательного вердикта, Ребе стал собираться к отъезду.
– Но как же так? — удивленно спросил Ребе председатель совета. — Ведь вы же приняли решение, оставалось всего лишь его записать.
– Я принял решение, — ответил Ребе, — до того, как по местечку поползли слухи о моей личной заинтересованности. В сложившемся сейчас положении я не имею права решать судьбы людей.
– Но ведь это пустая болтовня, сплетни! — вскричал председатель. — Неужели Ребе обращает внимание на досужие пересуды злокозненных болтунов?!
– То, что говорят евреи, вовсе не пустая болтовня, — ответил Ребе. — Недостаточно того, что я уверен в своей правоте, жители местечка должны быть уверены в моей честности и незаинтересованности.
Сегодня на огромных просторах Российской Федерации расцветает множество еврейских общин. Руководителям этих общин приходится заниматься сложными и деликатными проблемами, оценивая ситуации с разных точек зрения. Одной из таких точек должна быть личная заинтересованность. Людям часто кажется, будто в том или ином деле у руководителя есть свой частный интерес. И тут мало того, что на самом деле руководитель ведет себя честно. Общинные дела должны не только вестись честно, но и выглядеть как ведущиеся честно. Даже малейшая тень личной заинтересованности может причинить огромный ущерб всему делу. Когда речь заходит об интересах еврейского народа, еврейских общин, Всевышний ожидает от руководителей самоотверженности и чистоты, подобных тем качествам, какими обладали Аарон и Пинхас.
Янкл МАГИД, Израиль
Иллюстрация Гершмана Менделя



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции