Русская музыка в Англии

 Яков Коваленский
 21 февраля 2012
 3657

Музыка русских композиторов широко звучит в концертных залах Лондона, особой любовью у англичан пользуются сочинения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Прокофьева, Шостаковича и многих современных российских композиторов. Но главное — это сочинения обожаемого англичанами П.И. Чайковского. Его музыка звучит в театрах, концертных залах и даже на улицах в среде бродячих музыкантов. Корреспондент «Алефа» побывал в ноябре 2011 года в Лондоне и смог окунуться в музыкальный мир этого города, в котором явно преобладает русская музыка.

Одно из главных последних событий в театральном мире — постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Английской национальной опере (сокращенно ENO), основанной в 1931 году. С 1958 года театр дает представления в большом роскошном здании «Колизея» (2360 мест). Это в самом сердце Лондона — в двух минутах ходьбы от Трафальгарской площади. Спектакли в театре традиционно идут на английском языке.
Премьера «Онегина» состоялась 12 ноября 2011 г. Театр создал очень интересный, тонко поставленный, полный лиризма и очарования спектакль и, что важно, совершенно в старом русском стиле. Эпоха первой половины XIX века, мир русской деревни, великосветское общество С.-Петербурга — все это воссоздано с большим пониманием и любовью. Постановщик спектакля Дебора Уорнер — известный и опытный режиссер драматического театра. Она много ставила Шекспира, Ибсена, Брехта в Национальном и Шекспировском театрах и за свои постановки получала премии. В последние годы она обратилась к музыкальному театру. В опере Чайковского Д. Уорнер глубоко проникла в замысел композитора и воссоздала на сцене «жизнь человеческого духа», как представлял это великий реформатор сцены К.С. Станиславский.
У постановщика был союзник — дирижер спектакля (он же с 2007 года главный дирижер театра) Эдвард Гарднер. За его плечами Кембриджский университет и Королевская академия музыки, работа в различных английских оперных труппах. Несколько лет назад автор статьи слушал Гарднера в Парижской опере, когда он дирижировал оперой Стравинского «Похождение повесы», и это было очень интересно. Дирижер трактует музыку «Евгения Онегина» лирично, тонко, исповедально, и это идет от замысла композитора, который называл свое произведение «лирические сцены в трех актах». Оркестр звучал гибко, струнные группы были и нежные, и страстные, и все темы музыки Чайковского создавали атмосферу волшебной красоты. Дирижер очень рельефно выделял темы Татьяны и Онегина, а вступление и весь аккомпанемент к арии Ленского звучали так страстно, что вызвали овации зала. На сцене царила Россия, ее поля, луга, старые красивые дома и т.д. Постановка очень простая, и все как написано у композитора — поместье, сад, комната Татьяны, сцена бала у Лариных, дуэль в поле, блестящий зал с колоннами в Петербурге. Никаких искажений нет ни в сценическом варианте, ни в музыке.
Спектаклю очень повезло, так как театр нашел идеальную исполнительницу на роль Татьяны, а это в наши дни не так-то просто. Ее пела (вернее, прожила на сцене) Аманда Эчалаз, блестящее лирическое сопрано из Южной Африки. Большой и красивый голос, яркая сценическая внешность и несомненный талант перевоплощения делают певицу одной из лучших исполнительниц этой партии, и сравнить ее можно только с Г. Вишневской. Автор за свою жизнь слушал оперу «Евгений Онегин» более 500 раз и может с уверенностью сказать, что А. Эчалаз — одна из выдающихся Татьян. В своем интервью певица говорила о любви к русской музыке и о влиянии на ее восприятие образа Татьяны несравненной Г. Вишневской. Сцена письма была исполнена очень ярко, эмоционально и вокально абсолютно безупречно. Редко можно услышать такое полнокровное и насыщенное пение.
 Партию Ленского исполнял знаменитый английский тенор Тоби Спенс — молодой и очаровательный, полный сценического обаяния. Его голос летел в зал как дуновение ветерка, но в сцене дуэли певец нашел трагические краски и спел знаменитую арию «Куда, куда вы удалились…» очень взволнованно и глубоко, с полным пониманием стиля Чайковского. Даже в его английском языке были слышны русские интонации. Проскальзывало что-то лемешевское!
И наконец, главный герой — Евгений Онегин в исполнении норвежского лирического баритона Оудуна Иверсена. Плотный и ровный голос, почти без проблем в верхнем регистре, которые часто бывают даже у знаменитых певцов-баритонов. Иверсен создал образ расчетливого и холодного героя, несколько надменного, но в финале оперы, когда он по-настоящему влюбляется в Татьяну, он меняется, и его голос становится более теплым и сочным.
Все три персонажа показаны глубоко и с большой любовью к ним. Режиссерски очень продумана сцена ссоры Ленского и Онегина: расчетливый и умный Евгений — пылкий и несдержанный Владимир. А их пение было страстным и эмоциональным. На сцене была создана невероятная творческая атмосфера. Особенность постановки — большое внимание ко всем персонажам оперы. Их всех пели настоящие и талантливые певцы — мадам Ларину исполняла крупнейшая английская певица Диана Монтагю, Ольгу пела чудесное контральто Клаудиа Хакл, няню — очаровательная Кэтрин Вин-Роджерс, а крошечную роль Трике, которую во многих российских театрах и за роль не считают, исполнил старый член труппы Адриан Томпсон, который спел свою партию с огромным юмором и рафинированным звуком. И сорвал овацию! Все пели и играли своих персонажей прекрасно, а Д. Монтагю, можно сказать, впервые дала образ страдающей матери. Сцена дуэли была решена довольно традиционно, но оформление ее — пустое заснеженное пространство и одинокое засохшее дерево — очень гармонировало с музыкой. Финальный акт — огромный зал с колоннами, прекрасно исполненный хором и танцовщиками полонез (хореограф Ким Бранструп) — все сверкает и блестит, и импозантный, величественный князь Гремин (Бриндли Шеррат) поет широким и глубоким звуком. Режиссеру удалось показать блеск столицы Российской империи очень точно и без ложного пафоса. Единственное отступление, которое сделала постановщик оперы, — заключительная сцена Татьяны и Онегина проходила не в комнатах, а в том же зале с колоннами, но это было так страстно и трогательно, что дух захватывало. Режиссер нашла интересный ход: в начале, в сцене, когда Онегин отвергает Татьяну, прощаясь с ней, он целует ее в лоб отеческим поцелуем, но в финале оперы, когда они прощаются навсегда, Татьяна возвращает Онегину его поцелуй. Это прощальный и страстный поцелуй! Как это тонко сделано! Замечательные костюмы: одежда, которую носили в России в деревне и поместье, на великосветских раутах. Оформила спектакль художник по костюмам Хлоя Оболенская, многие годы работавшая с великим английским режиссером П. Бруком, а сейчас — с Д. Уорнер. Ее понимание русского быта, архитектуры и костюмов необыкновенно глубокое, а воплощение на сцене очень стильное. Убранство в поместье Лариных соответствует эпохе. Онегин одет безупречно, платья женщин на балу у Лариных очень разнообразные, они не выглядит провинциально, наряды женщин на онегинском балу стильные и элегантные. Все это радует взгляд. Моя любовь к Чайковскому и понимание оперы «Евгений Онегин» были полностью удовлетворены, мое сердце ликовало! Автор был бы доволен! Три часа счастья.
В другом оперном театре — знаменитом Covent Garden — постоянно идут все три балета Чайковского. В этот приезд я посмотрел балет «Спящая красавица», как указано, в постановке Петипа 1890 года (автор редакции театра Monica Mason). Но от старой постановки, заимствованной в русском классическом балете, ничего не осталось: все упрощено, сокращено и переделано. Исчезли многие персонажи, русского принца танцевал японец, а дивная Панорама с божественной музыкой оказалась почти уничтожена. Вся сказочность балета улетучилась, да и музыка звучала плоско и скучно. Оркестр явно не дотягивал. На сцене театра воцарилась унылая проза. И это королевский театр! Очень жаль.
В концертных залах Лондона также звучала музыка Чайковского — Пятая симфония в исполнении Лондонского королевского филармонического оркестра под управлением Ш. Дютуа. Играли симфонию в другом ключе, не так, как принято в России (Чайковский оставил подробные указания!), — никакой трагедии одинокой души, а помпезно, с большим звуковым напором и без особой глубины. Но оркестр отличный, духовые инструменты замечательные, и струнники хороши. С такими музыкантами можно было дать более интересную трактовку этой великой музыки.
В Барбикан-холле выступал лучший оркестр Англии — Лондонский симфонический под управлением своего главного дирижера Валерия Гергиева с русской программой. Отмечали 80-летие замечательного российского композитора Софьи Губайдулиной. Исполнялся ее Второй скрипичный концерт, солировала немецкая скрипачка Анна-Софи Муттер (концерт посвящен ей). Сложное и новаторское произведение звучало ярко и даже захватывающе. В. Гергиев умеет донести до слушателей новую музыку и сделать это просто и внятно. Затем оркестр играл Десятую симфонию Шостаковича, ми минор, ор. 93. Это величайшее произведение, написанное в 1953 году, ознаменовало собой начало оттепели в жизни советской страны и воспринимается как своеобразный композиторский манифест борьбы с мрачной и жестокой сталинской эпохой. Наличие автобиографического подтекста подтверждается музыкальной темой DESCH (это монограмма инициалов Шостаковича в немецком написании), которая настойчиво звучит в последних частях симфонии. Звуковой баланс и динамика исполнения были идеальными. Эта музыка понятна и любима российскими слушателями, но Гергиев с Лондонским оркестром придал ей вселенские масштабы. Испытываешь гордость за российскую музыку. Давно я не слышал таких продолжительных оваций! Многие слушатели специально пришли на концерт, чтобы послушать эту симфонию. Браво, маэстро!

Рахлин и Голан — блестящий дуэт

В декабре 2011 года в Большом зале Московской консерватории выступил замечательный дуэт — скрипач и альтист Юлиан Рахлин и пианист Итамар Голан. Это их второй приезд в Москву. Игру этих музыкантов отличают высокий класс исполнения и интересно составленные программы.
Концерт начался с Сонаты № 2 для скрипки и фортепиано выдающегося польского композитора Кшиштофа Пендерецкого, написанной в 2000 году. Это очень сложное пятичастное произведение, полное диссонансов, но в то же время глубокое и красивое. Игру Рахлина характеризуют страстность и убежденность его трактовок, а Голана — изумительно красивый звук и потрясающая техника. Все свои яркие краски оба музыканты воплотили в сонате. Соната большая и по музыкальному материалу очень интересная. К. Пендерецкий, по существу, уже стал настоящим классиком. К сожалению, на российской концертной эстраде очень редко можно услышать новейшие произведения современных западных композиторов. Поэтому инициатива музыкантов очень своевременная и нужная.
Во втором отделении Рахлин и Голан играли Альтовую сонату Брамса, соч. 120, № 2. Тоже довольно редко исполняемое сочинение, хотя написано оно в 1894 году. Звук альта довольно легкий и порхающий (хотелось больше насыщенности), а фортепиано звучало страстно, и его звуковая палитра показалась мне даже очень плотной. Но вместе музыканты продемонстрировали высокий класс музицирования.
Затем была сыграна скрипичная Соната Бетховена №5, фа мажор, «Весенняя», названная так за ее светлый тон. Соната прозвучала легко, ярко и жизнеутверждающе. Все нюансы музыки были донесены, и чувствовалось, что игра доставляет исполнителям удовольствие, а это передалось и слушателям. Очень хотелось бы на следующем концерте чудесного дуэта услышать другие сонаты Бетховена. На бис были сыграны очаровательная пьеса Крейслера «Прекрасный розмарин» и блестящее сочинение «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса. Это была стихия виртуозности и блеска. Оба музыканта играли потрясающе.
 

 

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия

 

В № 1018 на с. 41 допущена опечатка. На фото, которое относится к статье «Рахлин и Голан – блестящий дуэт» изображен альтист Юлиан Рахлин.

 

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции