«Кадиш: диалог с Б-гом»
C 8 по 18 сентября в Москве проходил III Большой фестиваль Российского национального оркестра. Центральным событием фестиваля стал вечер 11 сентября в Концертном зале им. П.И. Чайковского, который РНО посвятил памяти жертв террористических актов, произошедших в США десять лет назад — 11 сентября 2001 года. За пультом РНО в этот вечер стоял Томас Зандерлинг. В первом отделении впервые в России была исполнена Симфония № 3 («Кадиш: диалог с Б-гом») Леонарда Бернстайна — драматическое сочинение для большого оркестра, смешанного хора, хора мальчиков, сопрано и рассказчика. Автор посвятил симфонию Джону Кеннеди, убитому незадолго до премьеры сочинения. В исполнении приняли участие Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова, детский хор «Весна» и сопрано Мария Булгакова. В качестве чтеца выступил автор либретто симфонии Самюэль Пизар.
Юрист-международник Самюэль Пизар, бывший узник Освенцима, рассказывает:
– Симфония «Кадиш»… — драматическое, построенное на мощном взаимодействии слова и музыки повествование о кризисе веры у человечества и о том смятении, которое он порождает в современном мире, — впервые была исполнена в 1963 году. Ее представили публике Израильский филармонический оркестр, хор, легендарное американское меццо-сопрано Дженни Турель и выдающаяся актриса Ханна Ровина, выступившая в качестве чтеца. Никогда не испытывавший удовлетворения от своего собственного литературного текста, Бернстайн обращался за помощью к американскому поэту Роберту Лоуэллу и другим известным литераторам. Мысль о том, что добавить его сочинению более сильный и более подлинный голос мог я, озарила его во время чтения моих воспоминаний «Кровь и надежда». Так же, как и я, потерявший своих родственников после вторжения Гитлера в СССР, он сказал: «Вы испытали своей душой и телом самую трагическую главу нашей истории. И вы должны написать совершенно новые слова для симфонии, проникнутые вашим страданием и вашим возрождением». Совершенно ошеломленный, я мягко отклонил это предложение на тех основаниях, что мои поэтические дарования абсолютно несопоставимы с его взыскующей музыкой, что я никак не могу вообразить себя публично вещающим о трагедии моего народа, моей семьи и моей жизни.
Но в последующие десятилетия память о Холокосте начала исчезать вместе с последними людьми, пережившими его. После нас история будет повествовать о нем в лучшем случае с безличными интонациями ученых и романистов, а в худшем — в злонамеренном тоне демагогов, называющих его «мифом». Этот процесс уже начался. Подобные мрачные размышления заставили меня заново обдумать ту священную задачу, которую мой великий и вечно оплакиваемый друг поставил передо мной. Но только в 2001 году, после того как устроенная бин Ладеном террористическая резня, уничтожившая массу ни в чем не повинных людей в Америке и на других континентах, заново оживила призрак горящего мира, сходного тому, в котором мне довелось появиться на свет, — только тогда я принялся писать свой «Диалог».
Перед началом исполнения симфонии перед слушателями выступили специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, посол США в России Джон Байерли и посол Израиля в России Дорит Голендер. М. Швыдкой напомнил еще об одной дате, пришедшейся на эти сентябрьские дни: 70 лет трагедии Бабьего Яра. Он процитировал слова английского поэта Джона Донна: «…Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе». «Эта мысль о неразрывной связи каждого отдельного человека со всем человечеством представляется весьма значительной и в наши дни», — сказал М. Швыдкой. Д. Голендер, выразившая сочувствие американскому народу в связи с событиями 11 сентября, в частности, отметила, что Израиль, маленькая страна, ежедневно сталкивающаяся с террором, очень хорошо понимает трагедию американского народа. Все выступавшие говорили о необходимости объединения усилий всех стран в борьбе с террором и о том, что надо сохранять надежду: добро обязательно победит.
Во втором отделении мемориального концерта прозвучала Симфония Дмитрия Шостаковича № 13 «Бабий Яр» для баса соло, хора басов и оркестра на слова Евгения Евтушенко. Сольную партию исполнил известный российский баритон Сергей Лейферкус.
Ирина ЛЮБАВИНА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!