Прогулки по «русскому» Талмуду
В прошлом номере «Алефа» я рассказывал о посвященном Талмуду круглом столе, прошедшем в Общественной палате Российской Федерации. Неожиданное сочетание: Талмуд все-таки естественнее рифмуется с ешивой, нежели с Общественной палатой. Информационным поводом для разговора было завершение работы по комментированному переводу Вавилонского Талмуда с арамейского на иврит равом Адином Штейнзальцем. Теперь возглавляемые им организации — Институт талмудических публикаций в Иерусалиме и Институт изучения иудаизма в Москве — продолжают работу над проектом «русского» Талмуда, о котором я и хочу рассказать. Первый том проекта — «Введение в Талмуд» — был издан почти двадцать лет назад.
Все-таки поразительно: Талмуд — одна из базовых книг человеческой культуры, но мало кто что-нибудь знает о ней. Узок круг этих людей: ученики ешив да горстка академических специалистов. То есть книга существует и как будто не существует. Одно название — как улыбка чеширского кота.
Я назвал этот текст достаточно легкомысленно: прогулками. Представьте себе, что Талмуд — это большая и разнообразная страна. Есть местные жители, которые хорошо знают и любят ее, не мыслят без нее своей жизни. А есть приезжие: взяли тур — посмотреть красоты природы и исторические памятники. Вот я и предлагаю вам короткую и более чем поверхностную экскурсию:
посмотрите направо,
посмотрите налево,
обратите внимание на.
В русском словесном обиходе «талмудом» называют вообще любую толстую книгу. «Введение», равно как и остальные тома «русского» Талмуда, под это определение вполне подпадает: здоровенный том. Что касается всего Талмуда, то он занимает целую книжную полку.
Во «Введении» говорится о содержании Талмуда, об истории создания, об авторах, о характере и структуре текста, о том, как текст выглядит, о языке, на котором он написан, о специфической талмудической логике и прочих интересных вещах.
На протяжении веков еврейские мудрецы обсуждали законы Торы: содержание, границы, взаимодействие друг с другом, условия, в которых они могут выполняться или утрачивать силу. Долгое время результаты дискуссий мудрецов передавались устно; в древности вообще существовала развитая устная культура, образованные люди запоминали неимоверные объемы текста — нам и не снилось.
Пришло, однако, время, когда решено было все это интеллектуальное богатство зафиксировать. В самом начале III века была записана Мишна — базовая часть Талмуда. Но и сама Мишна стала в свою очередь объектом дискуссий, которые тоже были записаны: дискуссии мудрецов в Стране Израиля — в середине IV века, дискуссии вавилонских мудрецов — в начале VI века. Эта комментаторская «оболочка» Мишны называется Гемарой. Соответственно, говорят об Иерусалимской Гемаре, или Иерусалимском Талмуде и о Вавилонской Гемаре, или Вавилонском Талмуде.
В Талмуде представлены не только результаты дискуссий, но и сам процесс: мнения, аргументы, столкновения точек зрения. Этот большой, многовековой интеллектуальный процесс не менее важен, чем результат, иначе какой бы смысл был в его фиксации.
По своему характеру тексты Талмуда делятся на Галаху и Агаду. Галаха — рассуждения, из которых следует конкретный обязывающий вывод. Для чего, собственно говоря, мудрецы и собирались. Агада — это все, что не Галаха. Агада даже не жанр, а многообразие жанров: от моральных и философских дискуссий до анекдотов. Мудрецы любили свою компанию, им было приятно общаться друг с другом, так что порой они могли отвлечься от серьезных разговоров и пошутить.
Едва ли не самые известные мудрецы-оппоненты — Шамай и Гилель. Вот пример их галахической дискуссии: как зажигать ханукальные свечи — сначала все, а потом каждый вечер по одной свече убирать или же начинать с одной и каждый вечер по одной прибавлять, чтобы в последний день горели все. Актуальная тема — как раз для ханукального месяца.
А вот агадическая дискуссия тех же мудрецов. Что лучше: родиться или не родиться? Практические выводы сделать из нее затруднительно.
Вы-то как полагаете: что лучше?
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!