Тора и современность
Глава «Шофтим» — «Судей и стражников поставь себе во всех вратах твоих» «И не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых» («Дварим», 16:19) Здесь Тора говорит, обращаясь к судьям (16:19): «…И не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников». Однако в другой книге, «Шмот», этот же запрет звучит несколько иначе («Шмот», 23:8): «…И мзды не принимай, ибо мзда ослепляет зрячих и извращает слова правых». «Мудрые» (хахомим) — это знатоки Торы, а «зрячие» или «искушенные» (пикхим) — это люди, умудренные житейским опытом. Таким образом, еврейский судья должен одинаково хорошо разбираться как в тонкостях религиозного Закона, так и в житейских вопросах. Только тогда он сможет вынести взвешенное и справедливое решение. Виленский Гаон
Глава «Ки Теце» — «Когда выйдешь на войну против врагов твоих»
«Отпустить должен ты мать, а детей можешь взять себе, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» («Дварим», 22:7)
Заповедь «сгонять наседку с гнезда» (шилуах-га-кaн) в том случае, если нужно забрать яйца или птенцов, — одна из самых необычных в Торе. И одна из самых «простых», которая не требует от исполнителя никаких особых усилий и тем более расходов. Но зато как велика награда за выполнение даже такой нехитрой мицвы! Человек, который выполнил эту заповедь, удостоится рождения мальчика (если у него пока еще нет сына). При этом его благое деяние ускоряет появление пророка Элиягу, который возвестит о приходе Мошиаха. Такова награда за выполнение заповедей Торы!
«Мидраш-Раба»
Глава «Ки Таво» — «И будет, когда ты придешь в землю»
«И придешь в то место, которое выбрал Всевышний, Б-г твой, чтобы утвердить свое Имя там» (26:2)
В какое бы место еврей ни отправлялся, это всегда происходит по воле Всевышнего, поэтому он неизбежно приходит в то место, которое «выбрал» для него Всевышний. И с какой бы целью ты ни направлялся в «это место», ты должен знать, что истинная цель: «утвердить там его Имя».
Сборник «День за днем»
Глава «Ницавим» — «Все вы стоите сегодня пред Господом, Б-гом вашим»
В преддверии Небесного суда
«В устах и в сердце — чтобы выполнить» (30:15)
Нельзя ограничиваться лишь тем, что у тебя только «на устах» или «в сердце», то есть оставаться евреем только «в душе» — в мыслях и чувствах. Еврей оценивается главным образом по его поступкам, поэтому еврейская традиция требует от нас прежде всего активных действий, которые могли бы изменить и освятить окружающий мир. Не удивительно, что Алтер Ребе выбрал из всей Торы именно эту фразу и сделал ее эпиграфом к своему сочинению «Танья». И нам нелишне будет помнить об этом в преддверии праздника Рош га-Шана, когда Небесный суд будет оценивать наши поступки за весь прожитый год.
Рабби Менахем-Мендл из Коцка
Глава «Ваелех» — «И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю»
«И предаст их Господь вам, и поступите вы с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам» (31:5)
Народы мира панически боятся, что евреи «захватят власть» в мире. Ведь один раз такое уже было в Канаанской земле, которую в древности завоевал народ Израиля. Но сама Тора предупреждает, что такова была воля Творца: «предать их» в наши руки. И главное то, что даже в этом случае мы поступали исключительно по приказу Всевышнего, а не по собственному произволу. Как говорится, ничего личного. В будущем «захват всего мира» осуществит Мошиах, которого с радостью примут все народы, и это будет великим благом для всего человечества.
«Тиферет-Шломо»
Беда с севера
«И было слово Господне сказано мне во второй раз: “Что ты видишь?” И я сказал: “Я вижу бурлящий котел, обращенный к северу”. И сказал мне Господь: “С севера начнется бедствие для всех жителей земли этой”» («Иеремия», 1:13-14)
Трагедия в Норвегии, которая произошла в конце июля, относится к той категории событий, после которых мы осознаем, что в привычном для нас мире что-то изменилось. И мы уже не можем продолжать жить так, как жили раньше. Большинство других трагедий и катастроф, которые произошли за последнее время, были в той или иной степени ожидаемы, даже «революции» в арабском мире. Но бойня в Норвегии своей непредсказуемостью и бессмысленностью изменила наше самосознание, что-то было безвозвратно утеряно, и теперь нам надо оценить произошедшее, чтобы сделать для себя важные выводы. А это невозможно без того, чтобы не обратиться к Торе, к недельной главе, в которой скрыты ответы на все вопросы.
Мы читали эти строки из книги пророка Иеремии, когда северная страна Норвегия* напоминала бурлящий котел после «бедствия», которое неожиданно обрушилось на эту страну. Трагические события в мирной и благополучной Норвегии заставили снова говорить о крахе идеи мультикультуры. Почему-то попытки ужиться в одной коммунальной квартире с инородцами раз за разом приводят к конфликтам, причем с обеих сторон. И если до недавнего времени западное общество подвергалось атакам главным образом со стороны радикально настроенных выходцев из стран Востока, прежде всего исламистов, то в последнее время мы наблюдаем «ответный удар». Западное общество страдает от собственных националистов и ультраправых (при этом неважно, как они сами себя называют). Неизбежно возникает законный вопрос: «Могут ли в принципе ужиться и мирно сосуществовать разные культуры?» И именно это стало темой нашей недельной главы.
Народ раздора
Популистский лозунг времен расцвета движения хиппи (его приписывают Мао Цзэдуну): «Пусть цветут все цветы» — звучит красиво, но не убедительно. Многообразие и разнообразие — это благо для общества? А если различные его составляющие вступают в конфликт? Насколько само общество и его элиты способны разрешить постоянно возникающие межнациональные и межрелигиозные проблемы? Ответ на эти жизненно важные вопросы мы, как и положено, находим в нашей недельной главе. Тем более что по еврейскому календарю идет траурное время, получившие название «В теснине», или «Бейн-га-Мецарим».
В еврейской мистической традиции страна «мидьян», а также народ, который ее населял, — «мидьяне», считаются символом раздоров и вражды**, что в свою очередь ведет к взаимной ненависти и разобщенности. Действительно, в древности этот народ причинил нам много зла, склоняя евреев к блуду и идолопоклонству, как сказано (25:1): «И жил Израиль в Шитиме, и начал блудить народ с дочерьми Моава», и далее (25:2): «И приглашали они народ к жертвам б-жеств своих; и ел народ, и поклонялся б-жествам их». Хотя здесь говорится о «дочерях Моава», но, как мы видим из дальнейшего, в этом участвовали и мидьянские женщины, как сказано (25:6): «И вот некто из сынов Израиля подвел к братьям своим Мидьянку пред глазами Моше и пред глазами всей общины сынов Израиля…»
Интересно, что в своей ненависти к Израилю Моав и Мидьян были заодно, как сказано (22:7): «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна с дарами, и колдовские предметы в руках их; и пришли к Биламу…» Не говоря уже о самом пророке Биламе, который тоже был родом из Мидьяна. Тогда это привело к массовому «поражению в стане», как сказано (25:9): «И было умерших от мора двадцать четыре тысячи». Во всех этих примерах речь идет о конкретном народе, который впоследствии был почти полностью истреблен. Однако главное его качество — умение сеять смуту и раздор в чужой среде — стало самостоятельной духовной сущностью, которая проявлялась в разные века в разных обличьях и неизменно несла с собой неисчислимые бедствия.
В дальнейшем же в истории еврейского народа эта злая сущность (клипа) еще не раз проявила себя в виде «беспричинной ненависти» между евреями, которая в конечном итоге привела к разрушению Второго храма и принесла нам многочисленные беды и страдания, включая последнее Изгнание.
Общий язык для всех народов мира
Последствия этой беспричинной вражды мы ощущаем на себе до сих пор: ведь единственная причина, почему мы до сих пор томимся в Изгнании (галуте), — это та самая «мидьянская натура», или «клипат-мидьян», которая существует в нас. Если для святости и явлений, с ней связанных, характерно внутреннее единство, которое служит следствием полной преданности Творцу, то явлениям противоположного характера, проистекающим из области духовной нечистоты, напротив, свойственно находиться в постоянной конфронтации, что в свою очередь служит проявлением врожденного эгоизма, себялюбия и гордыни. А символом разобщенности народов стал Эсав, который сам признался своему брату Якову («Берейшит», 33:9): «У меня всего много» (рав), что указывает на многообразие, которое, однако, в принципе лишено единства и взаимопонимания. А внутренняя причина этой разобщенности — та самая категория «мидьян», которая сознательно вносит смуту и негативизм, чтобы вызвать неприязнь и ненависть и тем самым разъединить и разобщить народы***.
Другим символом разобщенности стали «семь Канаанских народов» (шива-амамин), которые являются порождением семи основных нечистых качеств (мидот-тмеот). В еврейской мистической традиции объясняется, что именно эти различия, а также врожденные эгоистические устремления служат скрытой причиной бесчисленных войн и межнациональных конфликтов. Но чтобы примирить между собой эти «семь народов» (а на самом деле, все народы мира), необходима мирная инициатива — общенациональная идея, которая была бы принята всеми. Но этой идеи мирного сосуществования противостоит другая идеология: изоляционистская, националистическая, ксенофобская, а в некоторых случаях и откровенно антисемитская. И духовным источником такой враждебной идеологии является сущность «мидьян».
Поэтому не только европейское сообщество, но и все человечество — те самые «семь народов» — неспособно само «договориться» и обречено на постоянные межнациональные и межконфессиональные конфликты, которые иногда приобретают такие чудовищные формы, как бойня в Норвегии. И единственный шанс справиться с этой «мидьянской» заразой — это противопоставить ей волю и мудрость Моше, которого Всевышний избрал для войны с мидьянами, как сказано (33:1-2): «И сказал Господь Моше, говоря: Отомсти за сынов Израиля мидьянам, а затем приобщишься к народу твоему».
Но для того чтобы объединить все народы, прежде всего мы сами, народ Израиля, как проводник воли Творца в этом мире, должны обрести внутреннее единство и любовь.
В нашем случае роль Моше должен взять на себя сам Мошиах, который с помощью своего Учения — «тора-хадаша»**** — сможет примирить все народы мира и объединить их в одну большую дружную семью, о чем сказал в свое время пророк («Цефанья», или «Софония», 3:9): «Ибо тогда Я обращусь к народам языком ясным, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно». С приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!
__
*Название «Норвегия» означает «Северный путь».
**В этом случае название «мидьян» происходит от слов «мадон» и «мерива»: ссора, раздор, конфликт, вражда.
***На это указывает общее число нечистых качеств — 7 (семь). Отсюда 70 (семьдесят) народов, от которых пошло все человечество (в каждом десять качеств, что в сумме и дает 7 х 10 = 70).
****Сказано, что Мошиах принесет новое Учение. Точнее, это будет «обновленная» Тора, которая получит свое новое толкование.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!