Треба знаты, як гуляты
Тора подробно объясняет, каких размеров был жертвенник в Иерусалимском храме, какие брали материалы для его постройки, какие жертвы и когда приносили. Наши мудрецы говорят, что во всех этих объяснениях скрыт намек: еврей должен уподобить себя жертвеннику и возжечь на нем святой огонь любви к Торе, еврейскому народу и земле Израиля, а если понадобится, приносить на нем жертвы.
О, если спросить любого еврея, какие жертвы он принес во имя Торы и заповедей, он немедленно предъявит длинный и разнообразный список. Приношения, сделанные на виду у всех и вознесенные скрытым образом, жертвы, возложенные в рамках обычного служения, а также за пределами этих рамок. И за все эти жертвы еврей ожидает награду в будущем мире, верит, что вот там-то его усилия будут оценены должным образом.
Но иногда… иногда ему может быть преподнесен большой сюрприз: ведь суд, рассматривающий после смерти поступки, слова и мысли каждого человека, руководствуется несколько иными правилами, чем те, которые мы себе представляем.
Эту историю я слышал от раввина Станевского, и случилась она больше ста пятидесяти лет тому назад в небольшом белорусском местечке.
Жили в этом местечке два друга — Рувен и Янкл. Сидели на одной лавке в хедере, женились в одном и том же году, места в синагоге тоже были рядом. Но Рувен преуспел в деловых комбинациях и разбогател, а Янкл остался нищим. Много раз Рувен предлагал другу помощь: купить новый дом, дать денег на корову, справить обновки детям и жене. Но Янкл каждый раз отказывался.
– Написано в наших книгах, — повторял он, — счастлив ненавидящий подарки. Всевышний дает мне все необходимое, и если не посылает большего, значит, я в нем не нуждаюсь.
– Ты, может быть, и не нуждаешься, — возражал Рувен, — но вот твоя жена и дети были бы очень рады новым туфлям или платью.
– С Б-жьей помощью, — отвечал Янкл.
Когда пришло время выдавать дочерей замуж, Янкл оказался в сложном положении. Для свадеб и приданого нужны деньги, много денег, а взять их было неоткуда. И тут Рувену пришла в голову блестящая мысль.
Перво-наперво он уговорил Янкла поехать за советом к Ребе из Александрова. Ну, если уже поехал, взять с собой жену и дочерей, чтобы попросить у Ребе благословения. Вместе с семьей Янкла Рувен послал и трех своих девочек. А под этим предлогом дал денег на всю поездку.
Янкл отсутствовал два дня, и за это время Рувен осуществил свой план. Он знал, что в самом дальнем ящике комода у Янкла запрятаны золотые часы его отца, единственная дорогая вещь в доме, с помощью которой он наделся справить свадьбу старшей дочери. Рувен пригласил двух кошерных свидетелей — габая синагоги и шойхета, пришел с ними ночью к пустому дому Янкла и сказал.
– Сейчас я разобью стекло, заберусь в дом и украду у Янкла золотые часы.
Свидетели посмотрели на Рувена, как на сумасшедшего.
– Мой план состоит вот в чем, — поспешил объяснить свои слова Рувен. — Когда станет известно о краже, вы заявите в суде, что видели вора. Меня заставят вернуть часы Янклу и добавят штраф в размере стоимости часов. Я заплачу оценщику, чтобы он завысил в два раза эту стоимость, и таким образом наш гордец будет вынужден взять у меня несколько тысяч рублей, которых ему хватит на приданое дочерям.
Шойхет и габай поразились хитроумности Рувена и праведности его намерений. Человек приносил себя в жертву, становился вором, и все для того, чтобы помочь другому еврею.
– Честь тебе и хвала, — вскричали они хором, крепко пожимая руки Рувену. — Хвала и честь!
Рувен разбил стекло, залез в дом, взял часы, выбрался наружу и показал их свидетелям.
Когда Янкл вернулся из поездки, то сразу обнаружил пропажу. Ведь Рувен оставил открытым ящик комода, да еще выбросил наружу все его содержимое.
Расстроенный Янкл пришел к раввину местечка.
– Ребе, что теперь делать? Последнюю надежду погубил проклятый воришка.
Ребе собрал суд, бейс-дин, и тот постановил: каждый, кому известно что-либо о пропаже часов, обязан явиться в суд и рассказать. Шойхет и габай тут же пришли к раввину.
– Часы взял Рувен, — заявили свидетели.
– Наш Рувен? — не поверил своим ушам раввин.
– Да, наш, — подтвердил габай. — Тот самый, с бородой и пейсами, в большой шляпе и сюртуке, с цицит до колен. Друг Янкла.
– Не может такого быть! — воскликнул раввин.
– Может, — стояли на своем свидетели.
Вызвали Рувена. Он явился радостный, с толстым кошельком, едва умещавшимся в кармане. Тут же признал свою вину, выложил на стол перед судьями часы и представил письмо оценщика, которому собирался их продать.
– Неужели эти часы так много стоят? — с сомнением покачал головой раввин.
– Стоят, стоят! — воскликнул Рувен. — Это редкие, дорогие часы с ручной инкрустацией.
Не понимая, чему так радуется вор, судьи вынесли решение, и Рувен тут же отсчитал штраф. Многие из присутствующих первый раз в жизни видели такое количество денег.
Янкл выдал дочерей замуж, купил новый дом и открыл магазинчик, с помощью которого выбился наконец из безжалостных лап нищеты. Шойхет и габай объяснили ему и всей общине причину странного поступка Рувена, и отношения между ними остались прежними.
Прошли годы, и Рувен умер. Оказавшись перед небесным судом, он тщательно пересмотрел предъявленные ему списки заслуг и прегрешений. К величайшему удивлению, списки сильно расходились с теми, которые он ожидал увидеть. Больше всего его поразило, что история с часами вовсе не была упомянута среди хороших поступков.
– Как же так? — удивился Рувен. — Ведь благодаря этому Янкл и его семья были спасены от нищеты.
Однако судьи оставили вопрос без внимания. Но самым обидным показалось Рувену наказание за воровство.
– Я вор? — поперхнулся он, услышав решение суда. — Да я в жизни своей чужой копейки не взял.
– А часы? — сурово спросил прокурор.
– Но это же понарошку! — возмутился Рувен. — Чтобы помочь, для пользы Янкла.
– Для пользы или нет, но ты украл эти часы, — заключил прокурор, — и за воровство тебе полагается соответствующе наказание.
Плачущий Рувен явился во сне к Янклу и попросил его заступничества на небесном суде. Янкл рассказал свой сон раввину. Продолжение истории скрыла от нас шершавая завеса времени.
Еврею иногда кажется, будто хорошие намерения и благой конечный результат полностью оправдывают поступки, совершенные по пути к этому результату. Если для того, чтобы выполнить большую, важную мицву, нужно слегка приукрасить реальность или, попросту говоря, соврать, подделать или приписать, некоторые евреи с легкой душой идут на эти преступления. Ведь в конце-то концов все будет хорошо! Так о чем беспокоиться?
Но Тора считает по-другому. В старой хабадской песне поется: треба знаты, як гуляты, хешбон цедек отдаваты. Правильными и чистыми можно назвать только действия, находящиеся в рамках мицвот. Воровство, подлог и обман останутся в глазах небесного суда воровством, подлогом и обманом, какие бы красивые цели они ни преследовали. Из камней таких поступков невозможно построить жертвенник личного служения Всевышнему.
Янкл МАГИД, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!